Имя Константина Грота стало в России одним из символов милосердия. Больше 60-ти лет Константин Карлович трудился на государственной службе. И всё это время неустанно занимался благотворительностью.
Грот начинал карьеру как чиновник по особым поручениям, инспектирующий российскую глубинку. Проще говоря, был ревизором. Сюжет комедии «Ревизор» известен всем. Пьеса написана на основе реальных событий: Гоголь использовал факты из практики тех самых инспекторов, разъезжающих «инкогнито и с секретным предписанием». В том числе работал с документами, составленными Гротом.
В провинции его прозвали «неподкупным». Константину Карловичу часто предлагали взятки, чтобы он не заводил уголовные дела на представителей местных властей. Но Грот дал себе клятву оставаться честным, и ни разу от неё не отступил. А потому, когда его назначили губернатором Самары, сумел и город преобразовать, и, по его словам, «вычистить из Самары всех мздоимцев и казнокрадов». Кроме того, Грот вошёл в число экспертов, готовящих указ об отмене крепостного права. За что Самарская Дума присвоила ему звание первого почётного гражданина города.
В 1861 году Константин Карлович переехал в Петербург. Именно тогда у него появилась мечта о помощи слепым людям. У самого Грота было слабое зрение, поэтому он хорошо знал, с какими проблемами приходится сталкиваться тем, кто плохо видит или не видит совсем. И Константин Карлович возглавил Главное Попечительство о семьях убитых и раненых во время русско-турецкой войны. Среди тех, кого оно опекало, было почти полторы тысячи ослепших солдат. Грот создал бригады окулистов, которые бесплатно лечили бывших воинов. Узнав об этом в организацию с просьбами вернуть им зрение стали обращаться и гражданские лица. Тогда Грот создал учреждение, которое помогало всем: и военным, и штатским – «Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых».
Попечительству покровительствовала императорская семья, в него входили виднейшие медики России, учёные, деятели культуры. Грот лично организовывал сбор средств. Например, он добился от Синода разрешения собирать деньги по всем церквям в одну из недель после Пасхи. Назначал уполномоченных, которые ездили по губерниям и выплачивали слепым деньги. Кроме того, представители Грота помогали всем желающим открыть своё дело: закупали для них сырьё, сбывали готовую продукцию. Всё это работало на основную идею Грота, которую он сформулировал так: «Если хотите благотворить слепцу, сделайте его независящим от зрячих».
Бывая за границей, Константин Карлович изучал, как в Европе поставлено дело помощи инвалидам по зрению. На основании своих наблюдений он построил в Петербурге Училище для слепых детей. Даже само здание для него проектировалось при участии Грота - он следил, чтобы в нём было просторно, комфортно и безопасно. В 1890 году Александро-Мариинское Училище для слепых открылось. А когда на его счета от императорской семьи поступил миллион рублей, Грот построил ещё двадцать училищ по разным городам России. И везде ставил перед педагогами одну задачу: подготовить незрячих детей к самостоятельной жизни в обществе. Впрочем, о взрослых Грот тоже не забывал. В Петербурге он открыл для них ремесленные мастерские. И пожертвовал на их строительство свои деньги.
Зная, что помощь Попечительства о слепых охватывает только большие города, Константин Карлович организовал отряды врачей, которые ездили по деревням и сёлам. Медики обследовали больных, делали операции и, по словам Грота, «блестяще оправдали надежды, возлагавшиеся на них». К началу 20-ого века помощью Попечительства ежегодно пользовались несколько сотен тысяч человек. В 1906 году, уже после смерти Константина Карловича, незрячий князь Дионисий Оболенский писал: «Грота можно назвать духовным отцом слепых. Он призывал их к новой жизни и направил к труду, послужившему залогом для их свободной самостоятельной жизни».
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».