Первое послание к коринфянам было написано апостолом Павлом почти две тысячи лет назад. Несмотря на это, актуальность его не вызывает сомнений. Исторические обстоятельства, побудившие апостола создать текст послания, сильно сближают наших современников с жителями античного Коринфа. Коринф времен апостола Павла – город на удивление знакомый. Современный человек, оказавшийся в Коринфе, назвал бы его мегаполисом, деловой столицей того времени. Коринф жил обильной и местами разгульной жизнью. В Греции даже имелась поговорка – «коринфизировать», что значило «предаваться всевозможным порокам». Но пути Господни неисповедимы! Умеренные и благопристойные Афины, в которых апостол Павел побывал до Коринфа, не приняли евангельской проповеди. А Коринф, город торговцев и блудниц, не только прислушался к словам апостола Павла, но и образовал внутри себя мощнейшую христианскую общину. Апостол Павел прожил в Коринфе полтора года, больше, чем где-либо во время своих миссионерских путешествий. Апостол Павел сначала говорил с жителями Коринфа лично, во время своего пребывания в городе, а затем – через послания. Отрывок из первого послания к Коринфянам читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 3.9 мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. 3.10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, ка́к строит. 3.11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. 3.12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,– 3.13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. 3.14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. 3.15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но та́к, как бы из огня. 3.16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? 3.17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.
Несмотря на успешность проповеди, Коринф часто печалил апостола Павла. По преимуществу поведением местных христиан. Коринфяне в большинстве своем занимались торговлей. А потому привыкли к рыночной манере поведения – к крикам, ссорам и даже дракам. Став христианами, многие коринфяне умерили свой пыл, но не до конца. Подчас они устраивали шумные дискуссии, выясняя кто из них больший христианин, а кто меньший, кто святее, а кто грешнее. Апостол Павел по средством своих посланий пытался утихомирить коринфян, напоминая об ответственности христианина за собственную духовную жизнь. Качество прожитой жизни, того, насколько она соответствует или не соответствует христианским принципам будет проверено Богом в день Второго пришествия Христа, который в церковной традиции называется еще и днем Страшного суда. Апостол Павел называет день Второго Пришествия «днем огня», но не в том смысле, что во время Второго Пришествия все будет сожжено, но скорее в Образном ключе. Огонь – наиболее сильная проверка любого вещества. Золото и прочие драгоценные металлы от огня становятся только лучше, а солома, например, сгорает без остатка. А потому апостол призывает христиан строить свою жизнь на основе «золота» благочестия и «драгоценных камней» добродетелей, потому что только такая жизнь пройдет испытание огнем суда Божия. В отличие от «соломы» ссор и пустых дискуссий. Завершается сегодняшний отрывок удивительными для античного мира словами: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?». Античная цивилизация презирала тело, считая его темницей для души. Тело и все материальное философы Греции считали примитивным, несовершенным. Христианство перевернуло представление античного человека о его земном существовании, сделало его целостным. Душа, тело, все аспекты человеческой жизни стали важны. А само человеческое существование апостол Павел уподобил храму, который нужно беречь. Это еще раз напоминает нам о том, что время слишком дорого и слишком кратко, чтобы уподобляться коринфянам и тратить его на пустые и греховные вещи.
Псалом 16. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Во все времена и во всех обществах встречались люди, которых можно было бы назвать праведниками, потому что они отличались от своих современников особенным вниманием к нравственной жизни. Естественно, подобные люди особенно остро переживали несовершенство общественной жизни и в своих молитвах взывали к Богу о торжестве справедливости. Но что же в первую очередь отличает праведников от грешников? Ответ на этот вопрос звучит в 16-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 16.
Молитва Давида.
1 Услышь, Господи, правду мою, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.
3 Ты испытал сердце моё, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашёл; от мыслей моих не отступают уста мои.
4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.
5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твоё ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих на Тебя от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу Ока; в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня, — от врагов души моей, окружающих меня:
10 они заключились в туке своём, надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;
12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
14 от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.
15 А я в правде буду взирать на лицо Твоё; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
Как-то прогуливаясь по улицам своего родного города, я увидел на одном из домов схематичный рисунок весов и надпись «Бог всё видит и всё учитывает». Несмотря на всю свою простоту подпись под рисунком показалась мне чрезвычайно интересной, потому что на самом деле её можно интерпретировать двояко: и как надежду на грядущий суд и наказание тем, кто сегодня живёт безнаказанно, не обращая внимания на заповеди, и как надежду на милость Того, Кто видит сердце каждого человека и каждому воздаст по его сердцу. То есть первое понимание может исходить из суда человеческого и быть предостережением, но в то же время в подлинном смысле мы не можем быть источником справедливости, потому что не видим тайных мыслей человека, не видим его надежд, его трудов, его борьбы... Все эти вещи видит только Бог. Только Он видит, растёт ли человек внутренне, относительно тех условий, в которых он родился и был воспитан... И в этом смысле насколько только Бог всё видит, настолько только Он по-настоящему и может всё учесть.
Прозвучавший сейчас 16-й псалом — это горячая молитва Давида к Богу о том, чтобы Он увидел его праведность и защитил его от несправедливости гонителей. Для нашей современной традиции нехарактерно такое подчёркивание своих достоинств, но псалмопевец и не приписывает всего этого себе. Он старается идти путями Господними, но при этом просит утвердить его стопы и быть рядом, буквально хранить его как зеницу ока. В свою очередь, изображая грешников, Давид подчёркивает хищнический характер их поведения, но самое главное — называет их «людьми мира, удел которых в этой жизни». Еврейское слово, переведённое здесь как «мир», означает жизнь или век, то есть это люди «века сего», действительно ценящие только эту жизнь, получающие её как свою часть, не стремящиеся получить ничего другого, воспитывающие так детей и внуков. Это уникальная по своей простоте и глубине характеристика греховной жизни, ведь главное в грехе не конкретные формы, но обращённость к этому миру как к главной и единственной ценности. При такой внутренней позиции все формы греха оказываются возможными, потому что в сердце такого человека нет главного — стремления к Богу. И, напротив, основу праведности псалмопевец видит в том, что он живёт в присутствии Господа и насыщается не образами мира сего, но образом Божиим.
Псалом 16. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 16. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 16. На струнах Псалтири
Молитва Давида
1 Услышь, Господи, правду (мою),
внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет;
да воззрят очи Твои на правоту.
3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью,
искусил меня и ничего не нашел;
от мыслей моих не отступают уста мои.
4 В делах человеческих, по слову уст Твоих,
я охранял себя от путей притеснителя.
5 Утверди шаги мои на путях Твоих,
да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже;
приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою,
Спаситель уповающих (на Тебя)
от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу ока;
в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня, —
от врагов души моей, окружающих меня.
10 Они заключились в туке своем;
надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас;
они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю.
12 Они подобны льву, жаждущему добычи,
подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их.
Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
14 от людей — рукою Твоею, Господи,
от людей мира, которых удел в этой жизни,
которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих;
сыновья их сыты,
и оставят остаток детям своим.
15 А я в правде буду взирать на лице Твое;
пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема