Филипп, римский наместник Египта, был весьма доволен своим положением. Получив в 184 году назначение от императора Коммода, он переехал из Рима в Александрию вместе со своей семьей - женой Клавдией и тремя детьми – сыновьями Авитом и Сергием и дочерью Евгенией. Вельможные дела спорились, и семейные хлопоты обещали одни только радости. К дочери посватался Аквилий, сын Аквелина - одного из знатнейших римских сановников, и партия эта могла укрепить положение Филиппа при императорском дворе. Вот только Евгения почему-то упрямилась.
Филипп души не чаял в дочери и не жалел денег на ее образование и воспитание. У нее всегда были самые лучшие книги и учителя, она овладела несколькими языками, постигла премудрости многих наук. Евгения любила отца, всегда была открыта и дружелюбна с ним, но в последнее время как будто замкнулась. Что за секреты появились у нее?
Отеческое сердце не обмануло Филиппа – Евгения действительно скрывала от него тайну, которая была для нее дороже всего на свете. Недавно она прочитала книгу, разительно отличавшуюся от всех томов домашней библиотеки. Это была история об Иисусе Христе – Распятом и Воскресшем Сыне Единого Бога, Сотворившего небо и землю. Именно Ему девушка и решила посвятить свою жизнь.
Евгении хотелось побывать среди христиан. По указу отца они были выселены из Александрии, и имели право проживать только в предместьях города. Филипп благосклонно относился к последователям Христа, но считал, что такая мера нужна для их же безопасности – так они привлекут к себе меньше внимания и избегнут гнева императора. Однако, слава о христианах распространялась повсюду вопреки их обособленному житью.
Евгения упросила родителей разрешить ей поездку в одно из александрийских предместий, чтобы отдохнуть вдали от шумного города. На самом же деле она намеревалась посетить христианских отшельников и поговорить с проживавшим среди них епископом Еллием Илиопольским. Переодевшись в мужское платье, девушка прибыла к архиерею в сопровождении двух рабов, с которыми с детства была дружна, евнухов Прота и Иакинфа. Еллий, выслушав гостей, благословил всех троих на иноческое – то есть, уединенное житие, посвященное сосредоточенной молитве.
Колесницу, на которой путешествовала дочь наместника, лошади доставили к дому пустой. Родители Евгении, Филипп и Клавдия, были поражены таинственным исчезновением дочери. Они долго искали ее и погрузились в безутешную скорбь.
Между тем, Евгения пребывала в трудах и богообщении. Подвижники, ведущие уединенную жизнь неподалеку, называли ее «брат Евгений». О том, что она – особа женского пола, не догадывался никто – Иакинф и Прот свято хранили тайну.
Вскоре девушка получила от Бога дар исцелять людей. Известие об иноке, который может вылечить любую болезнь, стремительно распространилась по предместью. Однажды Евгения получила приглашение в один богатый дом, хозяйка которого, Мелания, страдала лихорадкой. Выздоровев, эта несчастная женщина воспылала страстью к своей целительнице, видя в той благообразного юношу. А получив отказ, пожаловалась римскому наместнику на дерзкого отшельника, который будто бы пытался ей овладеть.
С тех пор, как исчезла Евгения, Филипп все свои обязанности выполнял через силу. Ему неприятно было смотреть на христианина, оскорбившего влиятельную особу. Нахмурившись и опустив глаза в пол, наместник начал произносить полагающиеся в таких случаях обвинительные слова.
Филипп:
Скажи нам, беззаконник, так ли заповедал вам Христос, чтобы вы хитростями склоняли честных женщин на скверные дела? Как дерзнул ты войти в дом светлейшей госпожи Мелании и понуждать ее благороднейшую чистоту к осквернению? Лукаво выдавая себя за врача, ты оказался врагом и примешь достойную казнь за твое бесстыдное и дерзкое намерение!
Евгения:
Господь мой, Иисус Христос, Которому я служу, учит чистоте и обещает вечную жизнь хранящим непорочное девство.
Голос подсудимого заставил Филиппа поднять глаза и пристально всмотреться в лицо этого человека, закутанного в черное одеяние.
Евгения:
На мне нет вины, но я приму любое страдание, чтобы не потерять плодов терпения, которые мне уготованы.
Желчное раздражение на лице Филиппа сменилось недоумением, сквозь которое, как солнечный луч, пробивалась надежда. И вместо того, чтобы продолжить обвинительную речь, он выдохнул со слезами.
Филипп:
Дочка, ты ли это?
Обвинение Мелании рассыпалось в прах. Филипп и Клавдия, а также их сыновья Сергий и Авит приняли Святое Крещение. Примеру наместника последовали тысячи жителей Александрии. Такое массовое обращение в христианство не понравилось императору – Филипп был смещен с должности наместника. Александрийская община христиан избрала его своим епископом. Но прослужил святитель Филипп недолго – вскоре он был убит и похоронен в построенной им церкви.
Клавдия с детьми вернулась в Рим, где устроила в своем поместье странноприимный дом. Евгения продолжала свое служение, приведя ко Христу многих людей. Во время очередных гонений на христиан ее схватили, и продержав без воды и пищи в земляном рве десять дней, закололи мечом. Господь заранее известил святую, что ее жизнь завершится в ночь на Рождество Христово. Так и вышло – праздник Рождения Спасителя преподобномученица Евгения встретила уже в Небесном Царстве.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.