Фёдор Глинка – герой Отечественной войны 1812-ого года, писатель и поэт, считал свою женитьбу на Авдотье Голенищевой-Кутузовой даром небес. Едва они познакомились, как обоим стало казаться, что у них не то, что много общего, а общее всё – мысли, надежды, чувства. И уже ничто и никогда не могло заставить их расстаться.
В момент первой встречи они были уже немолоды. Авдотье исполнилось 35 лет, Фёдору – сорок. Лёгкой его жизнь никто не назвал бы. Войну с Наполеоном Глинка прошёл от начала до конца. Был вовлечён в движение декабристов, но всегда выступал против вооружённого восстания. После событий 14-ого декабря 1825-ого года Глинку арестовали, однако отправили не в Сибирь, а в Петрозаводск. После ссылки Глинка оказался в Твери, где и познакомился с Авдотьей Голенищевой-Кутузовой.
Он был бедным, но знаменитым литератором, она - богатой и тоже знаменитой…благотворительницей. Их встречу на одном из светских раутов Фёдор назвал «неожиданным подарком судьбы», а Авдотья «нечаянной радостью». Когда они объявили о своём обручении, в обществе понимающе переглядывались: мол, обычный мезальянс - богатая «старая дева» выходит за нищего писателя. Обсуждали внешность Глинки, судачили, что он не особенно привлекателен. Про Авдотью говорили, что и она не отличается красотой, к тому же высокомерна. И всё же знакомые сходились в одном: «Надо же, такие разные, а нашли друг друга!».
Фёдор и Авдотья обвенчались в 1830-ом году в Твери. Жили в деревне, потом в Москве и Петербурге, и снова в Твери. Почти никогда не расставались и вместе занимались благотворительностью, признаваясь, что это их любимое дело. В каком бы городе ни поселились супруги, их гостеприимный дом посещали художники и поэты, среди которых было много знаменитостей. Друзья любили ездить к Глинкам, говоря, что в их доме царит тёплая душевная атмосфера. Её любовно создавала хозяйка. На званых вечерах она играла на пианино и на арфе, пела романсы, читала стихи, чем приводила в восторг и гостей, и в особенности супруга.
Авдотья Павловна с юности мечтала о творчестве. Писала стихи и прозу, но публиковать их не решалась. Впервые она сделала это после замужества. Муж – опытный литератор, вдохнул в неё веру в свои силы. Известность Авдотье Павловне принесли переводы немецких поэтов и её собственная книга «Жизнь Пресвятой Богородицы». Фёдор Николаевич тоже много печатался. Причём, супруга активно помогала ему в работе, особенно, когда речь шла о духовной поэзии, которую Авдотья Павловна прекрасно чувствовала. А благодарный Глинка свою повесть «Свободное подражание священной книге Иова» посвятил любимой жене.
У супругов не было детей, и Авдотья Павловна много заботилась о детях бедняков. Живя в своём тверском имении, она как-то заметила, что крестьяне в холодное время года приводят своих детей в церковь легко одетыми и без головных уборов. Глинка принялась шить, и очень скоро по дороге к деревенской церкви в праздничный день пестрел целый цветник детских головок: накануне крестьянам было роздано несколько сот разноцветных шапочек. А в Москве Глинки, которые отнюдь не роскошествовали и часто испытывали материальные затруднения, создали общество помощи бедным – знаменитую «Доброхотную копейку».
Так супруги и жили, больше всего ценя честную, чистую жизнь и оберегая душевный покой друг друга. Но в 1860-ом году Авдотью Павловну сразила болезнь. Фёдор Николаевич не находил себе места от беспокойства, приглашал самых лучших врачей. Чуть ли не единственными словами, которые он произносил в те страшные дни были: «Сделайте что-нибудь! Сделайте!». Но медики только качали головами. Спустя полтора месяца Авдотья Павловна скончалась.
Фёдор Николаевич от горя слёг. С уходом жены, с которой он столько лет был неразлучен, и которая постоянно заботилась о нём, ему казалось, что жизнь для него кончилась. Спасла Глинку вера в Бога. Целыми днями Фёдор Николаевич молился. И силы к нему вернулись. Он прожил ещё 20 лет и находил утешение в том, что продолжал благотворительные проекты, начатые женой.
«Они нашли друг друга!», - говорили о Глинках на заре их знакомства. Больше тридцати лет супруги прожили вместе. Это был редкий союз двух искренних, раз и навсегда восхищённых друг другом людей.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.