Актёр Лев Дуров до конца своих дней считал, что для здоровья человеку необходимы любовь, счастливая семейная жизнь и наследственность. У него было и то, и другое, и третье. Единственная любовь - Ирина Кириченко, которую он встретил ещё в институте. Семейная жизнь – счастье, продлившееся 57 лет. А что касается наследственности, то в роду Льва Константиновича были кавалерист-девица Надежда Дурова, легендарные цирковые артисты Анатолий и Владимир Дуровы и настоятельница Новодевичьего монастыря – игумения Палладия.
Со своей будущей женой Лев познакомился в 1953 году. Дуров тогда учился на третьем курсе школы-студии МХАТ. Ирина перевелась в этот ВУЗ из киевского театрального института. Первую встречу Лев запомнил навсегда. Он стоял с друзьями на лестнице, когда мимо них прошла прекрасная незнакомка. Ребята смотрели ей вслед, заворожённые удивительной красотой девушки. Уже потом выяснилось, что бабушка Ирины служила фрейлиной императрицы, а дед был царским генералом. Аристократичность и утончённость передались актрисе по наследству.
Полюбив Ирину с первого взгляда, Лев ринулся добиваться её расположения. Ухаживал с размахом. На свидания приносил цветы. Они поженились на выпускном курсе. Поселились в коммуналке у родителей Льва. Отдельной комнаты у молодожёнов не было, им выделили угол за занавеской. Но теснота не смущала супругов. Ощущению безграничного счастья не могли помешать никакие бытовые трудности. В 1959-ом году у Дуровых родилась дочка Катя. Лев сделал детскую кроватку – обычная магазинная не помещалась в комнате. Позже, когда Дуровы получили отдельную квартиру, Лев сам мастерил мебель – руки у него были золотые.
В их семье никогда не говорили о деньгах, хотя нехватка средств порой остро ощущалась. Дуров считал, что, если супруги часто произносят слово «деньги», к хорошему это не приведёт. Сам он, принося домой гонорар, говорил жене и дочери: ««В верхнем ящике лежат все деньги. Как кончатся, скажите мне. Будем что-нибудь придумывать». А уж выяснять, кто больше зарабатывает или кто в доме хозяин – такого у Дуровых не было и в помине. Любовь, взаимопонимание и стали залогом их семейного долголетия, уверял Лев Константинович.
Супруги служили в одном театре – на Малой Бронной. Дуров – не только актёр, но и режиссёр, однажды взялся за постановку спектакля и главную роль отдал жене. А спустя какое-то время понял, что ошибся. Лев Константинович не стал лгать ни себе, ни супруге. Набрался мужества и сказал ей, что хочет заменить её другой актрисой. Ирина Николаевна и вида не подала, как ей больно. Просто ответила: «Ну, как считаешь нужным». Конечно, это был удар, но она понимала, что для режиссёра Льва Дурова она в данный момент не любимая жена Ирочка, а актриса Ирина Кириченко. И только так нужно поступать, если родные люди работают в одном театре.
Ирина Николаевна, которая с годами и на сцену выходила всё реже и в кино снималась мало, легко относилась к тому, что остаётся в тени своего знаменитого мужа, у которого одних ролей в кино насчитывалось больше двухсот. Семья для неё была на первом месте. А для него главным стала ответственность за семью. Вместе Лев Константинович и Ирина Николаевна снялись только в одной картине «Странные взрослые», замечательно сыграв трогательную супружескую пару.
Ирина Николаевна умерла в 2011-ом году. Лев Константинович поставил на её могиле памятник и мраморный крест, часто бывал на кладбище, ходил в церковь. Признавался, что, присутствуя на службах, становится лучше. Он говорил: «Мы с Ирой прожили 57 замечательных лет, и теперь я стараюсь не плакать о ней, а вспоминать её с тем добрым и светлым чувством, которое мы сумели сохранить друг к другу за все эти годы».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер