Демерджи — очень похожий на настоящую крепость, горный массив к северу от Алушты и к востоку от Ангарского перевала. Он состоит из двух разделенных седловиной гор - Северной (1356 м) и Южной (1239 м). Название Демерджи в переводе с татарского означает «кузнец». По одной из версий такое название горе дало обилие кузнечных горнов в селении Фуна (с греческого - "дымящееся"), что существовало в средние века у подножия горы. Раньше так называлось не только селение, но и вся гора.
На одном из склонов Южной Демерджи находится знаменитая Долина привидений: в беспорядке рассеяны множество причудливых каменных фигур, некоторые из них похожи на людей или животных, а некоторые напоминают башни, колонны. В вечернее и ночное время фигуры особенно поражают своими фантастическими очертаниями. Один из столбов — Великан — представляет собой каменную громаду диаметром в 5 м, вздымающуюся ввысь на 25 м. По сторонам его громоздятся столбы и колонны меньших размеров, высотой до 10-20 м. По Долине Привидений можно ходить не один день, разглядывая необычные силуэты, и это занятие не наскучит. Эти каменные изваяния сформированы в результате выветривания очень непрочных конгломератов гальки, песка и глины.
Тёплые воспоминания вызовет у многих туристов посещение тропы, на которой снимались сцены из известного кинофильма «Кавказская пленница». Многим захочется сфотографироваться на камне, на котором Наталья Варлей танцевала под песню «Где-то на белом свете…»!
В долине реки Сотеры нас ожидает, наверное, самый выдающийся памятник природы – «каменные грибы». Название очень удачно характеризует форму этих причудливых образований — огромных грибообразных фигур с ножкой и шляпкой. Целое семейство «грибов» высотой от 3 до 7 метров возвышается над склоном. При ближайшем рассмотрении оказывается, что ножки этих "грибов" сложены из плотной земли с включениями камней, а вершины — крупные (диаметром до 3 метров) каменные плиты толщиной до метра.
Обязательно стоит посмотреть на руины средневековой крепости Фуны на скальном холме у подножия Демерджи. Протяженность крепости с севера на юг 106 м; с запада на восток — 56 м. Первое упоминание о крепости Фуна относится к 1384 году, в это время крепость была форпостом княжества Феодоро, имела важное военное значение. Рядом с крепостью в средние века пролегал торговый путь, который вел из крепостей Горзувита (Гурзуф) и Алустона (Алушта) в степной Крым. Крепость Фуна выполняла роль восточного пограничного форпоста, которая не только противостояла генуэзской крепости, располагавшейся на территории Алушты, но и контролировала один из самых важных караванных путей из степного Крыма на побережье.
Прямо над воротами Фунской крепости была устроена двухэтажная церковь Святого Феодора Стратилата, руины которой можно наблюдать и сегодня. После разрушения крепости в 1475 году турками-османами именно церковь сохранилась лучше всего. Исследования показали что, церковь действовала с 1459 г. до 1778 года, когда христиане Крыма были переселены в Приазовье.
Укрепление Фуна считается одной из наиболее сохранившихся крепостей горного Крыма. На его базе организован музей под открытым небом, установлен макет средневековой крепости.
Псалом 92. Богослужебные чтения

Скорее всего, вы смотрели фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Сможете ли вы вспомнить, каким очень ярким, но непривычным для современного слуха словом царь Иван Грозный описывает открывающийся перед ним с балкона многоэтажки вид Москвы? Именно это слово и является ключевым для всего 92-го псалма, который читается сегодня в храмах за богослужением, — давайте послушаем.
Псалом 92.
1 Господь царствует; Он облечён величием, облечён Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется.
2 Престол Твой утверждён искони: Ты — от века.
3 Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои.
4 Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силён в вышних Господь.
5 Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни.
Конечно же, вы догадались: «Лепота!» — возглашает царь, окидывая взглядом столицу Советского Союза середины 70-х годов 20-го века. «Господь воцарися, в лепоту облечеся» — так начинается 92-й псалом на церковно-славянском. Само слово «лепота» очень непросто перевести на русский язык. Ни «красота», ни «благовидность», ни «величие» не передают всего сложного аккорда смыслов, которые сложились в одно слово. Давайте попробуем их разобрать.
Но зайдём с прямо противоположной стороны. Что такое «нелепость», «нелепый» — более или менее нам понятно. Это — неуместный, глупый, несуразный, бессмысленный, негармоничный. «Леп» — прилагательное, обозначающее «красивый, изящный, ладный». Если заглянуть ещё глубже, в праиндоевропейский корень — то «лип», «леп» будут глаголами со значениями «мазать, лепить, прилипать, приставать, создавать форму руками, формировать нечто гармоничное». Лепка — отсюда же, хотя не всякую лепку язык повернётся назвать «лепотой». В санскрите это корень «lip» — с теми же значениями, плюс «окрашивать», «присоединять». Наше слово «прилепить» — именно отсюда и пошло.
Смотрите, как интересно: в древних языках сам процесс творения, художественного созидания руками из податливого материала уже был «лепотным» — то есть само творчество изнутри себя имеет мощный заряд красоты, гармонии и благородства. С точки зрения языка, невозможно быть «нелепым творцом»: коль уж ты творец, то обязательно — «леп!»
Вот именно перед этой истиной и раскрывает в словах псалма царь Давид свой восторг перед Богом как Творцом: Он — не просто «леп», Он — «велико-лепен», «благо-лепен», «ладен» — то есть не только «гармоничен», но и «приятен». И в своём творении Он проявляет себя не как страшная, грозная, ни на что не похожая сила и воля — но именно как «космос», как гармония, как красота. Однако для любой красоты что не менее важно? Правильно, чтобы был тот, кто ей бы восхищался! Это приводит псалмопевца в ещё больший восторг: всё творение — это один огромный Храм Бога, великая Святыня, Его Дом — который — обратим на это особое внимание! — создан так, чтобы мы, человеки, могли его воспринимать, любоваться им и вдохновляться. Бог создал этот мир не только качественно и величественно — но и — «ладно», «человеко-ориентированно». Одна только в нём есть загвоздка: это мы с вами. Будем же стараться, чтобы и в нашей жизни, следуя заповедям, всё постепенно тоже на-лаживалось на правильный, Божественный лад!
Псалом 92. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 92. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 92. На струнах Псалтири
1 Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется.
2 Престол Твой утвержден искони: Ты - от века.
3 Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои.
4 Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь.
5 Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни.
Свидетель покаяния. Наталья Сазонова

Наталья Сазонова
Не так давно я слушала в храме проповедь митрополита Каширского Феогноста о неосуждении ближних. Меня поразила высказанная им мысль:
«Не спешите осуждать! Мы видим, как человек грешит, но как он потом кается видит только Бог».
Я тогда подумала, что сложно сразу представить кающимся того, кто только что на твоих глазах совершил зло. Первая моя реакция совсем другая: строгая критика и осуждающий вердикт. Но однажды я стала свидетелем истинности слов владыки.
Как-то возвращалась с работы домой. На остановке вместе со мной в автобус зашёл молодой человек. В руках он держал бумажный стаканчик с ароматным кофе. Я села недалеко от водителя, а юноша занял свободное место в конце салона. Двери закрылись, и мы поехали. Вдруг водитель обратился к кому-то по громкой связи: «Пассажир на заднем сидении, поднимите, пожалуйста, с пола стакан!»
Буквально через минуту около водительской кабины появился тот самый парень.
Он вспыхнул возмущением. С первых же слов начал говорить c шофёром грубо, на повышенных тонах, оправдывать себя, что случайно уронил, при выходе бы поднял. Зачем делать замечания? Водитель пытался вежливо остановить парня, объяснял и свой резон. Мол, весь мусор, оставленный пассажирами, приходиться убирать водителю. Но молодой человек не унимался, а вскоре уже оба не выбирали выражений. Наконец их перепелка закончилась, и пассажир вернулся на место.
Мне стало страшно от происшедшего. Во-первых, опасно, когда за рулём раздражённый человек. А во-вторых, ссора этих людей погрузила всех остальных в атмосферу зла. Оно как будто повисло в воздухе.
Я невольно перекрестилась: «Господи, помилуй!»
Прошло минут десять, автобус продолжал движение. Вдруг к кабине водителя снова подошёл зачинщик ссоры.
Я ужаснулась: «Неужели опять!?» И тут произошло неожиданное.
— Хочу извиниться! Я Вас оскорбил, я не прав! Простите меня!
Он произнёс эти слова громко, чётко, решительно, хотя было заметно, как ему нелегко.
Не расслышала, что именно ответил ему шофёр, но говорил он явно в примирительном тоне. Парень ушёл.
И вот тут я вспомнила слова владыки Феогноста: «Мы видим, как человек грешит, но не видим, как кается».
Я ведь во время той ссоры сразу осудила молодого человека. Он стал для меня тогда источником зла, причиной испорченного настроения и потерянного мира. И пока я мысленно обвиняла во всем этом парня, он, оказывается, каялся в своём поступке. Да потом ещё публично извинился.
Когда я рассказала об этом случае своему духовному отцу, он в назидание мне привёл слова преподобного Аввы Дорофея: «Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, а покаяние нет!»
Действительно, как часто я выношу строгий приговор окружающим, не думая, что к одному злу добавляю другое — клевету! Человек может уже давно раскаялся в своём проступке, исправился, а его всё продолжают обвинять, осуждать перед другими людьми, тем самым клевещут на него, оговариваю.
Дай мне, Господи, видеть свои согрешения и не осуждать ближнего!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение