В настоящее время христианами считают себя православные, католики и различные протестанты. Католичество нарушило единство с Православной Церковью в середине одиннадцатого века. Протестанты же появились в веке шестнадцатом, когда разорвали отношения с Римским Папой. Протестантские сообщества не только вышли из административного подчинения Католической церкви, но и значительно исказили основы христианского вероучения. Среди прочего протестанты устами своих предводителей - Мартина Лютера и Жана Кальвина - стали утверждать, что для религиозной жизни человека добрые поступки имеют второстепенное значение. Якобы христианин способен достигнуть вечной блаженной жизни только через веру в Бога без ее практического подтверждения, то есть без совершения добрых дел. Это не означает, что протестанты в отношении практической христианской жизни бездеятельны. Но они прямо считают, что в деле спасения поступки (добрые или злые) никакой роли не играют. Протестанты заявили, что данное утверждение они основывают на послании апостола Павла к христианам Рима – одной из книг Библии. Насколько верно поняли протестантские богословы мысли святого Павла, можно оценить после того, как мы услышим отрывок из послания к римлянам – отрывок, который читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 3.28 мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. 3.29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, 3.30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру. 3.31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем 4.1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? 4.2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. 4.3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
Чтобы правильно понять прозвучавший отрывок, необходимо знать исторический контекст, в рамках которого было написано послание к римлянам. Апостол Павел решил направить данный текст христианам столицы для того, чтобы поддержать их в непростой ситуации. До 50 года по Рождестве Христовом римская община христиан состояла частично из евреев, частично из обращенных язычников. Однако из-за бунта иудеев император Клавдий приказал изгнать евреев, христиан в том числе, из столицы. Вынужденный уход евреев-христиан из Рима поставил под угрозу существование местной Церкви. Поддержать оставшихся членов римской общины взялся апостол Павел, направив им послание. Наиболее важное место в тексте послания занимает тема правильной духовной жизни. Понимая всю разницу между еврейской и античной культурами, апостол Павел, тем не менее, осознавал, что перед каждым человеком, вне зависимости от его национальной принадлежности, стоит одно и то же искушение. Искушение – мыслить отношения с Богом в формате «ты мне – я тебе», считать, что Бога можно, так сказать, «задобрить» хорошими поступками. Древние иудеи считали, что исполняя дела закона, они автоматически оправдываются перед Богом. Язычники же, вообще, считали, что духовную жизнь можно свести просто к регулярным жертвоприношениям без какого-либо духовного труда. Апостол Павел призывает своих читателей не поддаваться подобным настроениям, а выстраивать духовную жизнь на принципиально иной основе. На основе искренней веры, которая, впрочем, не должна быть просто уверенностью в существовании Бога, но горячим стремлением жить по заповедям Божиим. Такая вера, по мысли апостола Павла, и превосходит дела закона, потому что она является их началом и основой. Апостол Павел ни в коем случае не призывает христиан просто верить, а исполнение заповедей считать чем-то второстепенным, как об этом говорят протестанты. Святой Павел говорит о важности правильной расстановки приоритетов – когда человек искренне верует, совершает добрые дела и благодаря этому союзу веры и добродетели приближается к Богу. Примером такого гармоничного сосуществования в жизни человека веры и благочестия для апостола Павла является праотец Авраам, который искренне уповал на Бога и при этом постоянно совершал добрые дела. Следовать примеру Авраама святой Павел призывает всех христиан.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер