В настоящее время христианами считают себя православные, католики и различные протестанты. Католичество нарушило единство с Православной Церковью в середине одиннадцатого века. Протестанты же появились в веке шестнадцатом, когда разорвали отношения с Римским Папой. Протестантские сообщества не только вышли из административного подчинения Католической церкви, но и значительно исказили основы христианского вероучения. Среди прочего протестанты устами своих предводителей - Мартина Лютера и Жана Кальвина - стали утверждать, что для религиозной жизни человека добрые поступки имеют второстепенное значение. Якобы христианин способен достигнуть вечной блаженной жизни только через веру в Бога без ее практического подтверждения, то есть без совершения добрых дел. Это не означает, что протестанты в отношении практической христианской жизни бездеятельны. Но они прямо считают, что в деле спасения поступки (добрые или злые) никакой роли не играют. Протестанты заявили, что данное утверждение они основывают на послании апостола Павла к христианам Рима – одной из книг Библии. Насколько верно поняли протестантские богословы мысли святого Павла, можно оценить после того, как мы услышим отрывок из послания к римлянам – отрывок, который читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 3.28 мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. 3.29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, 3.30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру. 3.31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем 4.1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? 4.2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. 4.3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
Чтобы правильно понять прозвучавший отрывок, необходимо знать исторический контекст, в рамках которого было написано послание к римлянам. Апостол Павел решил направить данный текст христианам столицы для того, чтобы поддержать их в непростой ситуации. До 50 года по Рождестве Христовом римская община христиан состояла частично из евреев, частично из обращенных язычников. Однако из-за бунта иудеев император Клавдий приказал изгнать евреев, христиан в том числе, из столицы. Вынужденный уход евреев-христиан из Рима поставил под угрозу существование местной Церкви. Поддержать оставшихся членов римской общины взялся апостол Павел, направив им послание. Наиболее важное место в тексте послания занимает тема правильной духовной жизни. Понимая всю разницу между еврейской и античной культурами, апостол Павел, тем не менее, осознавал, что перед каждым человеком, вне зависимости от его национальной принадлежности, стоит одно и то же искушение. Искушение – мыслить отношения с Богом в формате «ты мне – я тебе», считать, что Бога можно, так сказать, «задобрить» хорошими поступками. Древние иудеи считали, что исполняя дела закона, они автоматически оправдываются перед Богом. Язычники же, вообще, считали, что духовную жизнь можно свести просто к регулярным жертвоприношениям без какого-либо духовного труда. Апостол Павел призывает своих читателей не поддаваться подобным настроениям, а выстраивать духовную жизнь на принципиально иной основе. На основе искренней веры, которая, впрочем, не должна быть просто уверенностью в существовании Бога, но горячим стремлением жить по заповедям Божиим. Такая вера, по мысли апостола Павла, и превосходит дела закона, потому что она является их началом и основой. Апостол Павел ни в коем случае не призывает христиан просто верить, а исполнение заповедей считать чем-то второстепенным, как об этом говорят протестанты. Святой Павел говорит о важности правильной расстановки приоритетов – когда человек искренне верует, совершает добрые дела и благодаря этому союзу веры и добродетели приближается к Богу. Примером такого гармоничного сосуществования в жизни человека веры и благочестия для апостола Павла является праотец Авраам, который искренне уповал на Бога и при этом постоянно совершал добрые дела. Следовать примеру Авраама святой Павел призывает всех христиан.
Лампадка. Алёна Боголюбова
Однажды во время уборки на даче я нашла старую лампадку с трещинкой, и мне вспомнились слова дедушки, который говорил, что они с бабушкой «родились в то время, когда сломанные вещи не выбрасывали, а пытались починить». Я понимала, что это аллегория, но никогда не задумывалась, что это про Любовь... про то, как её сохранить.
Лампадка была в запущенном состоянии. Потемневшее масло и подгоревший ладан покрыли стекло плотным слоем. Мне понадобился целый час, чтобы полностью очистить светильник. Но оно того стоило. Чаша стала прозрачной, а в самом стекле оказались золотые жилки, которые придавали лампадке изящный и утончённый вид. Я разглядывала её на просвет и заметила на дне старинную маркировку со знаком ять.
Мой муж нашёл в Сети похожую эмблему дореволюционной артели и предположил, что это изделие начала XX века... Затем последовала проверка лампадки на практичность — муж наполнил её маслом и убедился, что трещина не пропускает жидкость. Он запалил фитилёк, и несколько минут мы просто любовались тем, как свет от огонька бликует на золотых жилках.
Не знаю почему, но в тот момент я подумала о том, что мои дед с бабушкой прожили вместе 53 года. Им было очень непросто — война, нищета, голод, болезни, но трудности их только сближали. Бабушка говорила, что именно вера давала им силы поддерживать друг друга, разделять боль, вместе проходить все испытания. И дело тут не в совместимости, не в традиции и вообще не во внешних условиях. А в том, что они поставили Бога во главу угла, и Он стал источником их любви.
Вот так, старая лампадка превратилась в аллюзию на целую жизнь. Пламя — это любовь, а пригоревшее масло и трещинки — это скорби, которые посылаются нам для того, чтобы мы обратились к Тому, кто может восстановить, поврежденный грехами, светильник. От нас требуется только одно — не отворачиваться, а попросить: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».
Мне кажется... вернее не так — я надеюсь, что хоть чему-то научилась у дедушки и бабушки. Когда в наших отношениях с мужем появляются трещинки, мы даже не думаем отворачиваться, как и не сваливаем свои обиды друг на друга, не таим обиду и не жалуемся родителям, друзьям... мы несём всё это на исповедь, молимся, просим Бога помочь, простить, и очистить. И до сих пор Он всё «чинил» и «восстанавливал» — утешал, вразумлял, прощал и очищал. И кто знает, может быть поэтому, наша любовь жива?.. Может поэтому наша «лампадка» не угасает.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Как относиться к церковным бабушкам? Алёна Боголюбова
Как-то два моих родственника поспорили о том, нужно ли выполнять требования опытных прихожан, которые трудятся при храмах. Первый родственник настаивал на том, что их указания можно игнорировать, так как это не служители Церкви. Второй — наоборот подчёркивал, что они не могут действовать без благословения священников, а значит нужно их слушаться.
С одной стороны, мне понятна боль первого собеседника — у него был негативный опыт:
— Своими замечаниями церковные бабушки отбивают желание приходить в храм, — сетовал он, — меня застыдили на глазах у всех: не так руки держишь, не там стоишь, неправильно одет, хоть бы креститься научился прежде, чем идти сюда...
Но и у второго собеседника аргументация была железная:
— Эти бабули трудятся в церквях по много лет. Без них батюшкам было бы, ой как, тяжело. И плохого они не посоветуют.
А мне кажется, во всём должна быть золотая середина. Первого собеседника могу понять. Ему не повезло. Но бывает и иначе — в храме часто встречают приходящих людей с любовью. А второй собеседник, на мой взгляд, не учёл, что, если сотрудники в храме и действуют по благословению священника в базовых моментах, то в мелочах они опираются на свои соображения, исходя из своего внутреннего состояния.
Я сама неделю трудилась в храмовой службе монастыря на добровольных началах — во Славу Божию. По себе знаю, что взаимодействие с прихожанами — тяжелое испытание. С одной стороны, нужно следить за порядком, а с другой — люди разные... Многие просто не знают, как вести себя в храме, но к каждому необходимо проявлять любовь. Например, если человек по незнанию решил зажечь свечу от лампадки на иконостасе, нельзя шипеть на него, выговаривать и пытаться пристыдить. Достаточно просто сказать: «Извините, но Вам сюда нельзя». Я в таких случаях просто объясняла: «Возвышенность возле иконостаса называется солеёй, это особенное место в храме, куда мирянам заходить не благословляется. Это не претензия, просто имейте в виду на будущее». В 99-ти процентам людей из 100 таких слов при доброжелательной интонации достаточно, чтобы они больше не повторяли ошибки. А главное, что такие случаи не отбивали ни у кого желания снова приходить в храм.
По моему мнению, человеку, которого смутили замечания в храме, хорошо было бы, не вступая в споры, подойти к священнику того же храма и рассказать, что произошло. Так и сказать: «Батюшка, так и так, обидно и тяжело на душе». Это стало бы отличным началом для полезной духовной беседы. Мне кажется, священник сделает всё, чтобы удержать прихожанина от поспешных выводов, утешит человека, а сотрудникам объяснит, как правильнее в подобных ситуациях.
Постараюсь сделать для себя из дискуссии правильные выводы. Главное, чтобы в душе у самой был мир и любовь. Тогда и разногласия не потревожат сердце. Помоги нам, Господи!
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Духовно не богаты. Алёна Боголюбова
Несколько лет назад одна знакомая задала мне вопрос, на который я сразу не смогла ответить убедительно для нее.
Вопрос звучал так:
«Почему блаженны нищие духом? Я всю жизнь работала над собой, старалась стать духовно богатым человеком! Я много читала, изучала искусство, литературу, философию. Писала стихи и книги. И почему я сейчас должна все это обесценить и объявить себя нищей духом?».
Тогда я постаралась донести, что те знания и навыки, которые моя знакомая в себе культивировала — это, на мой взгляд, — душевное богатство, интеллектуальное развитие, но не духовное.
Ведь, как писал святитель Лука Войно-Ясеневский, человек трехсоставен. У него есть тело, душа и дух. И дух — это про общение с Богом. Интеллект и чувства — сфера души.
И вот, недавно я услышала метафору, которая, мне кажется, очень точно объяснила слова Христа о блаженстве нищих духом.
Человек подобен сосуду. В него может влиться благодать Божья. Но только если сосуд пуст.
Если мы признаем, что духовно пусты без Бога, Творцу есть куда войти.
А если наш духовный сосуд полон гордости, тщеславия, самости, Богу там места нет.
Так просто. Впрочем, чтобы и этот образ постичь, нужно смирение. Ведь так же сказано, что имеющий уши услышит. Тот, кто готов, тот, кто смирен. А гордым Господь противится...
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение












