В ту ночь Марк долго не мог уснуть. Необъяснимая тревога заставила его подняться с постели и выйти во двор. Он набросил покрывало на плечи. «Подышу немного свежим воздухом – и сон будет крепче», - думал юноша. Но непонятное волнение лишь возрастало.
Со стороны Гефсиманского сада, к которому примыкал родительский дом Марка, были слышны голоса. Юноша вышел за ограду, стараясь ступать осторожно, чтобы не привлекать к себе внимание незнакомцев. «Что ж ты уснул, Симон? Не мог бодрствовать один час, когда Я просил тебя об этом» - донеслось из темноты. Голос как будто был знаком Марку...
Это был Иисус - проповедник, который несколько дней назад въехал в Иерусалим на молодом осленке. Тогда толпа приветствовала Его, люди пели «Осанну» и устилали дорогу пальмовыми ветвями. Марк знал, что учение этого Человека не нравится храмовым старейшинам и фарисеям. А вот мама, наоборот, говорила, что счастлива Та, что родила и воспитала Такого Сына.
И вот теперь Марк видел, как Этот Самый Иисусу пал на землю и молился в великой скорби. Он горячо повторял: «Авва Отче! Всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня. Но не чего Я хочу, а чего Ты». О какой чаше молит это страдающий Человек? – с ужасом думал Марк. Несмотря на то, что ночь была теплой, его бил озноб, он с головой закутался в покрывало, но все равно не мог согреться.
В это время в другой стороне сада показались огни. Иисус как будто не замечал, что приближаются люди. А спутники Его раскинулись на земле безмятежно – они так и не смогли побороть сон. Между тем, толпа со светильниками в руках была все ближе и ближе. Люди двигались крадучись, как будто старались, чтобы их не заметили. Несколько человек, которые шли впереди, остановились как раз напротив Марка, и он услышал приглушенный разговор.
Воин:
Да, теперь вижу. Все как ты сказал, Иуда – Иисус с учениками действительно здесь, на поляне Гефсиманского сада. Но как мы узнаем Его среди прочих? Старейшины сказали, что сегодня ночью Он непременно должен быть схвачен. А если мы по ошибке возьмем кого-то другого, удобный момент будет упущен. Скажи нам какие-то особые Его приметы, чтобы в темноте мы не перепутали Его ни с кем, и Он не смог скрыться.
Иуда:
Зачем приметы? Я сам подойду к Иисусу и поцелую Его. Тут вы Его и возьмете.
Воин:
Это ты хорошо придумал, Иуда. Иди, и сделай, как задумал.
Марк увидел, как человек, которого называли Иудой, приблизился к Иисусу. Спутники Проповедника к этому времени уже проснулись и стояли рядом с Ним. Не глядя ни на кого и не смущаясь, Иуда обнял Иисуса за плечи, произнес вполголоса: «Учитель, учитель» - и поцеловал Его.
Люди с мечами и кольями схватили Иисуса. Он не сопротивлялся, лишь возразил печально: «Каждый день бывал я с вами в храме, и вы не брали меня.Что ж сейчас вы вышли на меня с оружием, как на разбойника?». Один из учеников Проповедника, выхватив меч, отсек ухо рабу Первосвященника. Тогда стражники попытались схватить всех, кто был с Иисусом – и они разбежались.
Марк не знал, как ему быть. Страх подогревал пятки, заставляя убежать тоже. Но он не хотел, не мог покинуть человека, который несколько минут назад горячо молился, чтобы Его миновала горькая чаша, а теперь стоял перед толпой вооруженных людей одинокий и беззащитный, преданный одним учеником и оставленный другими. Марк двинулся вслед за процессией, которая вела Иисуса. И тут его заметили! «А это кто такой?», - один из стражников схватил юношу за плечо и резко потянул к себе. Покрывало, в которое был укутан Марк, осталось в руках воина. Не оставалось ничего, как только поспешно скрыться.
Позднее, когда Марк ближе познакомится с апостолами, всем сердцем примет учение Христа и уверится в Его Воскресении, он напишет Евангелие – рассказ о Спасителе. И в ткань текста войдет маленький эпизод – краткое упоминание о том, как некий юноша, завернувшись в ткань поверх нагого тела, следовал за арестованным Христом, но, утратив свое покрывало, был вынужден бежать. И хотя евангелист открыто не назвал этого молодого человека своим именем, исследователи сходятся во мнении, что изобразил он именно себя. Не в центре, а чуть в стороне от основного рассказа - словно оставил на полях книги отпечаток руки – в знак того, что его Свидетельство подлинное.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 130 зач., IV, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Заповедь не судить — одна из самых сложных, ведь мы постоянно только и делаем, что оцениваем поступки других людей. «Тот плохой, а этот хороший», — говорим мы. И ведь кажется, что всем, кто хоть мало-мальски знаком с Евангелием, ясно, что Господь подобные оценки запретил... Но не Он ли при этом дал нам зрение, и, если мы видим явно неправильные поступки, как же смолчать? Ответ на этот вопрос даёт апостол Павел в отрывке из 4-й главы 1-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Существует масса историй, в которых главное действующее лицо сначала всеми осуждается, а потом всеми же оправдывается. В светской жизни самым ярким примером может быть врач, в экстренном порядке проводящий трахеостомию, то есть разрезающий горло задыхающемуся человеку. Люди, не знающие всех обстоятельств дела, могут решить, что перед ними преступник, напавший на беззащитного прохожего. В жизни религиозной есть масса примеров святых, которых при жизни обвиняли в безнравственности, например, в том, что они общались с блудницами, а после их смерти выяснялось, что они беседовали с ними о покаянии и призывали их к спасению. Да и что далеко ходить: в этом обвиняли самого Спасителя.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел призывает учеников к доверию. Коринфяне видели перед собой разных проповедников — Павла, Аполлоса, Петра — и делились на партии, представители которых предпочитали одного из них, а других осуждали. Апостол Павел просит их видеть в каждом служителя Христова, пусть и действующего по-разному. Все они, проповедуя, старались оставаться верными Учителю и это для них самое главное. У них не было цели оправдаться перед лицом всех, и они не бросались от одного к другому, объясняя свои поступки. В конце концов, любой, кто пытался оправдываться перед лицом толпы, знает правдивость поговорки «на каждый роток не накинешь платок». Всегда найдутся люди, которые будут говорить за спиной. Однако Павел не хочет, чтобы подобными вещами занимались его ученики. Почему он и призывает их в итоге «не судить». Причём, особенно важно, что он и сам до конца себя не судит, не выносит о себе окончательного решения. Казалось бы, сам-то себя человек должен знать, почему хотя бы о себе он не должен выносить суда? Для апостола очевидно, что человеческий суд, даже обращённый на себя, не будет объективным, потому что человеческое знание не полно. Впрочем, это не означает совершенного отказа от оценки своих действий. Отнюдь! Апостол старается жить так, чтобы не видеть за собой никаких порицаемых поступков, но он не считает себя безгрешным. Он не выносит окончательного суда, предавая его в руки Божии.
Именно так стоит действовать каждому из нас. Естественно, явно греховных поступков стоит избегать, к явно добродетельным поступкам стоит стремиться, но окончательного суда о себе не выносить, понимая, что мы к нему не способны. Причём не только по отношению к себе самим, но и к другим людям. Явно греховные поступки, конечно, бывают и порой нам приходится давать им оценку, как было в самом Коринфе в известной истории с кровосмесителем. Но оценка поступка не должна превращаться в оценку человека, сердце которого открыто только перед Богом. Ситуации бывают разными, и, если человек работает судьёй, и поставлен судить чужие дела, ему стоит быть максимально объективным, честным и справедливым… Но в большинстве случаев от нас никто не ждёт никаких оценок и правильнее будет просто молиться о тех, кого мы считаем согрешающими, предав их в руки Божии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Праведный Иоанн Кронштадтский о жизни сердца». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» размышляли о том, что значит жить сердцем, каким образом христианин может заботиться о чистоте сердца и почему это важно, а также как грех может влиять на внутреннее состояние человека.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Итоги общемосковского крестного хода;
— Памяти Азы Аликбековны Тахо-Годи;
— Образование как подготовка к будущему;
— Слом иерархии в культуре;
— Планы установить памятник В.Ерофееву в Петушках;
— Понятие «монастыринг» — почему появилось и чем отличается от привычного трудничества и паломничества.
Все выпуски программы Светлый вечер