Недавно подруга рассказала мне о том, как она ходила с мужем и детьми на праздник в храм, как они всей семьей причащались из одной Чаши... В этой истории не было ничего из ряда вон выходящего, но я вдруг с горечью подумала, что не могу сейчас представить такую ситуацию в моей семье. Настолько часть моей жизни – церковная – отделена от семейной, словно непреодолимой пропастью.
Апостол Павел говорит, что «жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим.”
Однако, как же быть с жизнью церковной? Ведь очень сложно с неверующими близкими соблюдать посты, молиться, да и регулярно посещать храм тоже непросто. Весь уклад жизни неверующих людей не соответствует церковному ритму. И если ты живешь в неверующей семье, настоящей церковной жизни никак не получается. Сначала ты смиряешься с одним, затем потакаешь другому, и в конце концов получается, что и в храм ты ходишь в лучшем случае раз в месяц, и молишься только иногда, и то не полным правилом, а уж посты соблюдаешь вообще с серединки на половинку. Таким образом ты словно бы садишься между двух стульев: и в церковь вроде бы ходишь иногда, но полноценной христианской жизни у тебя никак не складывается. Бог существует где-то на периферии твоей повседневной жизни, что абсолютно недопустимо.
Но как же тут быть, если жена должна во всем слушаться своего мужа? Неминуем конфликт между предписаниями Церкви и пожеланиями неверующего мужа. И этот неразрешимый конфликт будет мучить женщину, внушать ей чувство вины и своей неполноценности. Ни в коем случае нельзя ставить перед ней вопрос: кто главнее – Бог или муж?
Мне кажется, ответ может быть только один – искать во всем золотую середину. Любить своих детей и мужа, каяться в своих грехах, молиться, слушаться мужа. Но слушаться до определенных пределов, не нарушая Божьих заповедей. В определенных случаях, когда христианская совесть противится послушанию, смиренно, но твердо стоять на своем: муж тоже должен уважать то, что дорого и свято для его жены.
Вместе с тем, нужно молиться – горячо, искренне – за своего неверующего супруга. И еще очень важно взращивать в себе к своему мужу уважение, благодарность, нежность, сочувствие, деликатность, заботу, понимание… А сорняки раздражения, злобы, отторжения и холодности сразу замечать и беспощадно выпалывать. И только тогда «неверующий муж освятится женою верующей». Освятится не потому, что верующая жена свята и безгрешна, а потому что Господь ниспошлет Свою милость даже через такой немощный сосуд, как обыкновенную грешную женщину. Потому что Он Всеблаг и Всемилостив и любит абсолютно все свои создания.
Сейчас пока я не могу себе представить, как мой супруг придет в храм, но невозможное человеку возможно Богу. Можно было бы отчаяться, но я верю, что спасение человека – такая же великая тайна, как и его рождение и смерть, и доступна эта тайна исключительно лишь нашему Создателю. Христос сказал, что «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». И только Ему известно, какими путями Он привлекает к Себе ту или иную душу.
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема