Как много мы произносим слов. Добрых, злых, ласковых, насмешливых – очень разных. И какие же они различные по воздействию! Они, словно камушки, которые мы бросаем в Вечность: мы и понятия не имеем, где и когда могут закончить расходиться круги от этих камней.
Как в стихах Вадима Шефнера:
Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Велика сила человеческого слова! Именно поэтому мы должны очень аккуратно и бережно обращаться с ним, всякий раз обдумывать и рассуждать, не обижаем ли мы кого своим высказыванием, не задеваем ли чьих-то чувств.
Человек у святых отцов, в отличие от прочих Божьих творений, именуется “существом словесным”. И поэтому грехи словесные, как не странно, могут быть очень тяжкими. Ложь, осуждение, клевета, недобрые речи… Такие слова отражают то самое “злое сокровище” – недобрую часть сущности человеческой, которая к сожалению, присутствует в каждом из нас: прежде всего, и во мне самой. Дар слова – дар творческой созидательной силы, с помощью которого можно сделать так много полезного, доброго, но как пользуюсь им я? Сколько злых и просто пустых речей я произношу вслух. Как часто обижаю и делаю больно окружающим: даже не со зла, а просто не обдумав свои слова.
Почему-то в нашей культуре вообще не принято говорить добрые, ласковые, ободряющие слова – даже близким. Напротив: считается, что нельзя хвалить никого, даже детей. То ли боятся избаловать, то ли готовят к суровым жизненным испытаниям…
«От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» – это предупреждение часто кажется нам непонятным: что значит слово, важны лишь дела! Но если Христос сказал так, значит, это правда. Между нашими словами и нашей жизнью существует очень тесная, нерушимая связь, даже если мы ее не замечаем. Наши слова влияют не только на жизнь тех, кому они адресованы, но и на нашу жизнь – самым непосредственным образом. И либо мы управляем своими словами, ответственно относясь к ним, обдумывая то, что произносят наши уста, либо наши слова будут управлять нами. Злые и жестокие слова будут ожесточать наше сердце и умножать в нас злобу и холодность.
Слово может ранить, задеть, оскорбить, но может и вдохновить, возродить к жизни, зажечь и согреть. Так нужно, чтобы мы взвешивали и обдумывали наши слова, ведь нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся. Постараемся сделать всё, что от нас зависит, чтобы из нашего сердца исходили только слова, взвешенные на весах нашей совести.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Страстная Пятница, воспоминание Распятия Спасителя;
— Христианство — как изменило мир?
— Великая Суббота — день страха, день покоя, или день суеты?
— Художественные произведения на тему страданий Христа;
— Как «дорасти» до Воскресения Христова?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия