В библейских повествованиях об Иисусе Христе не раз упоминаются денежные знаки того времени, когда Спаситель жил среди людей. Эти прозаические детали евангельского повествования очень ярко показывают, что священная история самым тесным образом вплетена в летопись земную. Из всех фрагментов, где фигурируют названия денег, особо примечателен один – в нем не только есть название монеты, но и содержится ее описание. Речь идет об эпизоде, где фарисеи предлагают Христу ответить на вопрос – должны ли иудеи платить налоги римскому императору? Он же, попросив принести динарий и уточнив – чье на нем изображение, произнес фразу, которая стала крылатой: «Отдавайте кесарево кесарю, а Богу – Божие».
Эту евангельскую цитату зачастую можно услышать в значении «каждому свое», однако, смысл ее гораздо глубже. Постигнуть все тонкости этого выражения стало возможно благодаря развитию библейской нумизматики – исторической дисциплины, занимающейся изучением древних монет, связанных со Священной историей. В последние полтораста лет в этой науке было совершено множество открытий благодаря активным археологическим изысканиям на территории Израиля. По свидетельству начальника департамента нумизматики Израильского управления древностей, Дональда Ариэля, в обширной коллекции древних монет, обретенных археологами за это время, есть и те самые евангельские динарии с изображением кесаря.
Комментарий эксперта:
Динарий, в переводе с латинского – состоящий из десяти. Так называлась римская серебряная монета, впервые отчеканенная в 268 году до новой эры и просуществовавшая четыре с половиной столетия. На протяжении истории внешний вид этих денежных знаков неоднократно менялся – каждый правитель повелевал отпечатывать на монетах свое изображение. Такая традиция была связана в том числе и с тем, что в языческом Риме на деньгах было принято помещать религиозные символы, каким являлся и портрет императора, поскольку его объявляли божеством уже при жизни.
Динарием кесаря среди историков-нумизматов принято считать монету, выпущенную во время царствования императора Тиберия – именно он занимал римский трон в период земной жизни Христа. На лицевой стороне этого дензнака отчеканен профиль императора и надпись «Тиберий Цезарь Август, сын божественного Августа». На реверсе изображена сидящая женская фигура. Принято считать, что это овдовевшая мать Тиберия, Ливия Друзилла, которая также носила императорский титул.
Время, описанное в Евангелии, было непростым для Иудеи – к этому моменту страна утратила статус царства и стала Римской провинцией. Евреи были обременены обязанностью платить подати римскому императору. В стране был введен подушный налог, который многие иудеи воспринимали как принуждение к религиозному почитанию языческого правителя.
Особенно недовольны были таким положением фарисеи – представители религиозного течения в иудаизме, настаивающие на тщательном исполнении всех обрядов и традиций. И когда фарисеи адресовали Христу свой вопрос о том, допустимо ли для верующего платить налог кесарю, они расставляли для него ловушку, которой, казалось, невозможно избежать. Если бы Иисус ответил утвердительно, это можно было истолковать не только как непатриотическую позицию, но и как призыв к идолопоклонству. Отрицательный же ответ выглядел бы как подстрекательство к неповиновению властям. И то, и другое фарисеи могли с легкостью обратить против Христа. Однако, они не представляли, насколько мудрой окажется отповедь Спасителя. Ее глубина проявилась уже в самой просьбе показать римскую монету.
Комментарий эксперта:
Фарисеи, настаивающие на скрупулезном соблюдении всех религиозных обычаев, по своей же логике, должны были не только уклоняться от уплаты налогов римскому кесарю, как языческому идолу, но и избегать использования монет с его образом. Однако, они моментально смогли выполнить просьбу Христа – найти и показать ему серебряный динарий.
Среди всех разновидностей валют, представленных в Иудее в первом веке, римский динарий был одним из самых востребованных и распространенных. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что из всех денег именно динарий наиболее часто упоминается во всех четырех Евангелиях. Именно в динариях измеряется долг в притче о должниках, в динариях называет Иуда стоимость мира, сожалея, что некая женщина возлила его на голову Иисуса, динариями оплачивает добрый самарянин гостиницу для странника, избитого разбойниками.
Популярность этих серебряных монет подтверждается и результатами археологических исследований, систематизированных нумизматическим департаментом Израильского управления древностей.
Христос вывел вопрос о власти римского императора из области сакрального. Он ясно дал понять, что серебряный динарий – монета, в символах которой отражен языческий характер государства, принадлежит миру, ее породившему – земному миру кесаря. И финансовые отношения в этом пространстве не имеют отношения к Богу. Создатель ждет от человека совсем иного приношения. Какого? На этот вопрос также дает Христос: «Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».
Под землёй. Наталья Разувакина
Получив известие, что сын демобилизован из армии, я решила не дожидаться его дома, а сама встретить у ворот воинской части. Благо, это недалеко: из Переславля-Залесского до Москвы два часа на автобусе, затем через всю Москву на метро, и — на другом уже автобусе — до посёлка, где располагается часть. Встреча была намечена на вечер, возвращение домой — уже вдвоём — предполагалось ночью.
И вот, подъезжая к Москве, я получаю сообщение от сына: оказывается, покинуть воинскую часть он сможет только наутро. Значит, мне нужно где-то заночевать. Смотрю по интернету наличие мест в единственной поселковой гостинице. Их нет. Остается одно: провести ночь в Москве.
Тревожить друзей и родственников внезапным появлением мне не хочется. К тому же чувствую, что нет у меня душевных сил для общения, вся нацелена на предстоящую встречу, лучше уж побыть эту ночь одной.
Я быстро нахожу мини-отель в центре города, где только что освободился номер — кто-то по телефону снял бронь. Выбора нет. Мне предстоит уснуть в крохотной комнате. Она напоминает каюту корабля и расположена «на минус первом этаже», а попросту — в подвале, на глубине двух лестничных пролётов. Здесь не выпрямиться во весь рост, возможно лишь растянуться на койке, что занимает почти всю площадь комнаты.
Душновато. Но главное — меня вдруг обуял иррациональный страх из-за того, что нахожусь под землёй. Стараясь не поддаваться эмоциям, пытаюсь убедить себя: бояться нечего. В Москве давным-давно не было землетрясений. И вообще — нужно лишь уснуть и проснуться. Ночь пройдёт быстро.
Но страх не уходит, его логикой не возьмёшь. И что же делать? В панике бежать куда-то на вокзал, в зал ожидания? Ну уж нет. Я решаю просто не обращать внимания на свой страх. Отделиться от него и делать что должно.
А должно — умыться на ночь и почитать псалмы, как обычно. Помолиться Господу, Богородице, ангелу-хранителю и святым.
Устраиваюсь на коечке, достаю из рюкзака маленькие иконы... И постепенно моя, как сейчас говорят, локация, то есть, место пребывания перестаёт довлеть, делать погоду в моей душе. Отодвинутый за пределы сознательного внимания страх исчезает, будто его и не было. И приходит явственное ощущение: Господь не просто в курсе — Он рядом, Он здесь. А с Ним — хорошо, спокойно и радостно.
Уже засыпая в полной темноте на неудобной подушке, я вспоминаю о своём страхе перед гипотетическим разрушением здания и понимаю, что мне уже не столь важно, окажусь я под завалами или нет. Ведь главное — до конца оставаться со Христом.
И ещё понимаю, что не будет тут никаких землетрясений. Мне сопутствует ангел-хранитель, я же прошу его об этом всегда. И не зря, будто специально для меня освободилась именно эта подземная комнатка. Случайностей не бывает, зачем-то эта ситуация понадобилась Господу... Может быть — в качестве упражнения для меня, а может быть — это был маленький экзамен.
Размышлять дальше я уже не смогла: провалилась в глубокий и спокойный сон.
А утром отправилась дальше, на встречу к сыну — спокойная и уверенная, что всё будет хорошо, непременно, всё сложится самым наилучшим образом. Ведь самое главное — не забывать про Бога и всегда изо всех сил стараться быть — с Ним.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Владлен Давыдов и Маргарита Анастасьева
Москвичка Рита Анастасьева торопливо шагала по Садовому кольцу. Улицы были тёмными — в октябре вечерело рано, а фонари не работали — город опасался воздушных налётов. Шёл военный 1943-й год. Проходя мимо тумбы с объявлениями, Рита невольно обратила внимание на ярко белевший в сумерках листок. Остановилась, прочла: «Школа-студия при Московском художественном театре имени Чехова объявляет первый набор студентов». Сердце девушки забилось — ведь она всегда мечтала стать актрисой!
На следующий же день Маргарита подала документы. И вот — экзамены. Из тысячи претендентов после вступительных испытаний отобрали всего восемнадцать человек. Рита была среди них! Знакомясь с одногруппниками, девушка отметила высокого симпатичного парня с тонкими чертами лица и выразительными глазами. Его звали Владлен Давыдов. Он тоже с детства был увлечён театром и мальчишкой даже переписывался с известным актёром и режиссёром Ильёй Судаковым. Женская половина сразу же провозгласила Давыдова первым красавцем курса. При встрече с ним девушки не скрывали восхищённых взглядов. Все, кроме Риты. Ей тоже очень нравился этот видный парень. Но она стеснялась открыто проявлять свою симпатию. И, в отличие от подруг, нарочно старалась избегать встреч с Владленом. Но как это сделать, если слушаешь лекции в одной аудитории, а преподаватель по актёрскому мастерству, будто специально, во время этюдов ставит Маргариту в пару с Давыдовым? Девушка и не подозревала, что происходит это по просьбе самого Владлена. Молодой человек с первого учебного дня обратил на Риту внимание. И сразу полюбил.
Однажды после лекций Давыдов подошёл к Маргарите и предложил погулять по городу. Рита вспыхнула от смущения и неожиданности. Но на прогулку всё-таки пошла. Московский воздух пах зимней свежестью. Лёгкий январский мороз кусал за щёки.
Но Рите и Владлену было необыкновенно тепло вместе. Они говорили о театре, об актёрском призвании. А когда прощались на трамвайной остановке, Владлен вдруг взял Маргариту за руку и признался девушке в любви. Рита, с трудом поборов стеснение, ответила: «Я тоже тебя люблю».
Они поженились после выпуска — летом 1945-го. Это был тройной праздник: Победа в войне, защита дипломов и — начало семейной жизни. И пусть начиналась она в крохотной комнатке, где с трудом помещались тахта и шкаф, никакие материальные трудности не могли омрачить счастье молодых супругов. Оба играли на сцене МХАТа, и почти всегда были вместе: на сцене и дома. «Мы радовались каждому совместно прожитому дню», — вспоминала Маргарита Викторовна Анастасьева.
В 1949 году Владлена пригласили на главную роль в картину режиссёра Григория Александрова «Встреча на Эльбе». После выхода фильма на актёра буквально обрушилась популярность. Поклонницы дежурили не только у театра, но и у подъезда дома, ночевали под окнами. Маргариту такая ситуация поначалу сильно расстраивала. Своим беспокойством она поделилась с мужем. И он, глядя ей в глаза, сказал: «Ты — единственная. Кроме тебя ни одной женщины для меня не существует». И это было истинной правдой. Коллеги по театру, друзья и знакомые называли Давыдова и Анастасьеву не только невероятно красивой, но и верной, любящей и преданной друг другу супружеской парой. В 1955 году у Владлена и Маргариты родился сын Андрей. Есть известная фотография из их семейного архива, на которой запечатлена настоящая идиллия: Владлен Семёнович за столом играет с маленьким сыном в шахматы, а Маргарита Викторовна в домашнем фартуке с улыбкой наливает чай.
Эта идиллия длилась целых 67 лет. В старости супруги с удовольствием нянчили внуков. По вечерам смотрели фильмы прошлых лет, читали вслух любимые книги. И глаза их светились такой же нежностью, как в первый раз, когда они признались друг другу в любви.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
30 апреля. О святости Преподобного Александра Свирского
Сегодня 30 апреля. День памяти Преподобного Александра Свирского, жившего в XV веке.
О его святости, — протоиерей Максим Горожанкин.