В библейских повествованиях об Иисусе Христе не раз упоминаются денежные знаки того времени, когда Спаситель жил среди людей. Эти прозаические детали евангельского повествования очень ярко показывают, что священная история самым тесным образом вплетена в летопись земную. Из всех фрагментов, где фигурируют названия денег, особо примечателен один – в нем не только есть название монеты, но и содержится ее описание. Речь идет об эпизоде, где фарисеи предлагают Христу ответить на вопрос – должны ли иудеи платить налоги римскому императору? Он же, попросив принести динарий и уточнив – чье на нем изображение, произнес фразу, которая стала крылатой: «Отдавайте кесарево кесарю, а Богу – Божие».
Эту евангельскую цитату зачастую можно услышать в значении «каждому свое», однако, смысл ее гораздо глубже. Постигнуть все тонкости этого выражения стало возможно благодаря развитию библейской нумизматики – исторической дисциплины, занимающейся изучением древних монет, связанных со Священной историей. В последние полтораста лет в этой науке было совершено множество открытий благодаря активным археологическим изысканиям на территории Израиля. По свидетельству начальника департамента нумизматики Израильского управления древностей, Дональда Ариэля, в обширной коллекции древних монет, обретенных археологами за это время, есть и те самые евангельские динарии с изображением кесаря.
Комментарий эксперта:
Динарий, в переводе с латинского – состоящий из десяти. Так называлась римская серебряная монета, впервые отчеканенная в 268 году до новой эры и просуществовавшая четыре с половиной столетия. На протяжении истории внешний вид этих денежных знаков неоднократно менялся – каждый правитель повелевал отпечатывать на монетах свое изображение. Такая традиция была связана в том числе и с тем, что в языческом Риме на деньгах было принято помещать религиозные символы, каким являлся и портрет императора, поскольку его объявляли божеством уже при жизни.
Динарием кесаря среди историков-нумизматов принято считать монету, выпущенную во время царствования императора Тиберия – именно он занимал римский трон в период земной жизни Христа. На лицевой стороне этого дензнака отчеканен профиль императора и надпись «Тиберий Цезарь Август, сын божественного Августа». На реверсе изображена сидящая женская фигура. Принято считать, что это овдовевшая мать Тиберия, Ливия Друзилла, которая также носила императорский титул.
Время, описанное в Евангелии, было непростым для Иудеи – к этому моменту страна утратила статус царства и стала Римской провинцией. Евреи были обременены обязанностью платить подати римскому императору. В стране был введен подушный налог, который многие иудеи воспринимали как принуждение к религиозному почитанию языческого правителя.
Особенно недовольны были таким положением фарисеи – представители религиозного течения в иудаизме, настаивающие на тщательном исполнении всех обрядов и традиций. И когда фарисеи адресовали Христу свой вопрос о том, допустимо ли для верующего платить налог кесарю, они расставляли для него ловушку, которой, казалось, невозможно избежать. Если бы Иисус ответил утвердительно, это можно было истолковать не только как непатриотическую позицию, но и как призыв к идолопоклонству. Отрицательный же ответ выглядел бы как подстрекательство к неповиновению властям. И то, и другое фарисеи могли с легкостью обратить против Христа. Однако, они не представляли, насколько мудрой окажется отповедь Спасителя. Ее глубина проявилась уже в самой просьбе показать римскую монету.
Комментарий эксперта:
Фарисеи, настаивающие на скрупулезном соблюдении всех религиозных обычаев, по своей же логике, должны были не только уклоняться от уплаты налогов римскому кесарю, как языческому идолу, но и избегать использования монет с его образом. Однако, они моментально смогли выполнить просьбу Христа – найти и показать ему серебряный динарий.
Среди всех разновидностей валют, представленных в Иудее в первом веке, римский динарий был одним из самых востребованных и распространенных. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что из всех денег именно динарий наиболее часто упоминается во всех четырех Евангелиях. Именно в динариях измеряется долг в притче о должниках, в динариях называет Иуда стоимость мира, сожалея, что некая женщина возлила его на голову Иисуса, динариями оплачивает добрый самарянин гостиницу для странника, избитого разбойниками.
Популярность этих серебряных монет подтверждается и результатами археологических исследований, систематизированных нумизматическим департаментом Израильского управления древностей.
Христос вывел вопрос о власти римского императора из области сакрального. Он ясно дал понять, что серебряный динарий – монета, в символах которой отражен языческий характер государства, принадлежит миру, ее породившему – земному миру кесаря. И финансовые отношения в этом пространстве не имеют отношения к Богу. Создатель ждет от человека совсем иного приношения. Какого? На этот вопрос также дает Христос: «Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».
«Светлая музыка». Яна Иванилова
У нас в гостях была оперная певица, заслуженная артистка России Яна Иванилова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыке, вере, новогодних и рождественских традициях, а также о том, как хорошая музыка может поддерживать людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Новогодний выпуск»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Преображения Господня в селе Большие Вязёмы Московской области протоиерей Сергий Конобас — поделились светлыми новогодними историями.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Иван Шишкин. «Часовня в лесу»
— Какая богатая коллекция живописи в Псковском музее-заповеднике! Столько известных художников здесь представлено! Вот, например, Андрей, взгляни, картина Ивана Шишкина «Часовня в лесу». Тебе нравится?
— Да, Алла, произведение очень выразительное! Обрывистый песчаный берег реки. Вековые деревья мощными корнями держатся за осыпающуюся почву. Их кроны почти полностью заслонили небо. У самой кромки воды – бревенчатая часовенка с шатровым куполом. Студёная влага струится по камням… Картина дышит покоем!
— Я раньше никогда её не видела!
— Эта работа Шишкина малоизвестна. Хотя имеет интересную историю!
— Ой, а расскажи, пожалуйста!
— С удовольствием! Художник написал «Часовню в лесу» в 1893 году, после путешествия к истокам Волги.
— К истокам Волги – это на нашу с тобой родину, в Тверскую область?
— Именно так, сестрёнка. Иван Иванович отправился на пленер со своим другом, фотографом Евгением Вишняковым. Они доехали из Санкт-Петербурга в Вышний Волочёк на поезде, затем в карете до Осташкова. Там наняли лодку, добрались до Ниловой Пустыни на озере Селигер. А после отправились на телегах в село Волговерховье, где берёт начало великая река.
— Насыщенный маршрут – и по земле, и по воде!
— И преодолеть его оказалось непросто! Друзей преследовал дождь, дороги размыло, на Селигере бушевал шторм. Шишкин был недоволен тем, что мало удавалось работать. По итогам путешествия он написал несколько пейзажей, в том числе и тот, что висит перед нами – «Часовня в лесу».
— А что за место изображено на картине, неизвестно?
— Это село Волговерховье. Часовню там, над истоком Волги, поставили ещё в середине семнадцатого века насельники Волго-Верховского Спасо-Преображенского монастыря. Спустя сто лет эта обитель сгорела и больше не восстанавливалась. Однако, освящённый сруб над истоком реки уцелел, к нему продолжали тянуться паломники.
— Интересно, а сейчас часовня стоит над родником, который питает Волгу?
— Стоит! Конечно, это уже не то здание, что некогда сложили монахи. На протяжении веков сруб не раз разрушался, его отстраивали заново. Так, избушка с шатровой крышей, запечатлённая Шишкиным, сгорела во время Великой Отечественной войны в 1942 году. Но бойцы, прокладывавшие в тех местах узкоколейку, тут же восстановили здание.
— Казалось бы, до того ли им было – в 1942-ом под Тверью шли ожесточённые бои…
— Видимо, в сердцах воинов жила вера в Бога. Здание, построенное солдатами, простояло пятнадцать лет. В 1957 году над истоком реки поставили новый сруб. А в 1995-ом патриарх Алексий Второй освятил его. Там можно помолиться, набрать воды из родника.
— Давай побываем в Волговерховье, Андрюша?
— Мне и самому пришла в голову эта мысль, сестрёнка! Иван Шишкин с такой любовью изобразил на картине «Часовня в лесу» заповедный уголок у истока Волги, что непременно хочется туда отправиться!
Картину Ивана Шишкина «Часовня в лесу», можно увидеть в Псковском государственном объединённом историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России