Датировка книг Библии издавна представляла интерес для науки. В частности, ученые стремились выяснить, были написаны основные произведения Ветхого Завета до Вавилонского плена, или после него, то есть раньше или позже шестого века до Рождества Христова? Многие специалисты настаивали, что до покорения Вавилонской цивилизацией евреи были недостаточно грамотными для того, чтобы составить канон священных книг. Однако, в 1975 году археологическая экспедиция под руководством израильского профессора Йоханана Ахарони, исследуя руины древнего иудейского города Арада, обнаружила так называемые остраконы – глиняные черепки с надписями. И эта находка внесла определенные коррективы в представление о хронологии написания Ветхого Завета.
Комментарий эксперта:
Наиболее важные – например, юридические или священные тексты в древнем мире было принято писать на коже или пергаменте – материалах дорогих, но недолговечных. А вот для частной переписки зачастую использовались черепки разбитых глиняных сосудов – остараконы. Такая корреспонденция гораздо чаще сохранялась, пронося сквозь века свидетельства своей эпохи. В крепости Арад, защищавшей Иудею с южной стороны с десятого по шестой век до Рождества Христова, учеными было обнаружено множество глиняных обломков с письменами на еврейском языке. Это собрание остраконов стало доказательством, что иудеи владели письменностью до Вавилонского пленения.
Особое внимание археологов привлек обнаруженный среди арадских остраконов архив Эльяшива. Это имя, по всей видимости, носил один из офицеров форта - письма, расшифрованные учеными, были адресованы ему военачальником, сослуживцами и подчиненными. В 2016 году специалисты Тель-Авивского университета исследовали архив Эльяшива с помощью современных компьютерных технологий, и сделали небезынтересные выводы.
Комментарий эксперта:
Благодаря современной технике ученые не просто прочитали надписи на арадских остраконах – они восстановили очертания букв и проанализировали графику древнего письма. Оказалось, что в переписке с Эльяшивом состояло не менее шести человек, каждый из которых имел свой почерк. Напрашивается вывод, что если в небольшом гарнизоне на южной окраине Иудеи не самые высокопоставленные жители владели искусством письма, значит, и общая грамотность евреев до Вавилонского плена до сих пор явно недооценивалась учеными.
Прямой взаимосвязи между арадскими остраконами и хронологией написания Ветхого Завета нет. Даже если бы ученые доказали, что население Иудеи владело грамотой ранее шестого века до Рождества Христова, это еще не доказывает, что Библейский канон был составлен до Вавилонского плена. Однако, открытие израильских специалистов помогло понять, что возможностями для формирования собрания Священных книг иудеи располагали и до насильственного переселения на чужбину в шестом столетии до Рождения Спасителя.
Белгород. Писатель, православный просветитель Иван Шидловский
Сегодня имя писателя Ивана Шидловского малоизвестно в России. А между тем, его биография — часть славной истории Белогорья. Иван Николаевич родился 27 ноября 1816 года в селе Грушовка Белгородской губернии, в семье небогатого дворянина. Получил юридическое образование в Харьковском университете и был определён на службу в Санкт-Петербург. В Северной столице познакомился с Достоевским. Молодые люди проводили время в беседах, о которых Фёдор Михайлович вспоминал позднее: «Сколько поэзии! Сколько гениальных идей!» Талант Шидловского отразился в литературном творчестве. Иван Николаевич сочинял стихи и пьесы, писал статьи по истории Русской православной церкви. В пятидесятых годах девятнадцатого века он отправился в Валуйский Николо-Успенский монастырь с намерением принять иноческий постриг. Прожил там больше года послушником. Затем по совету духовника вернулся в родную Грушовку, где занялся просвещением крестьян. Документальные свидетельства о незаурядном жителе Белогорья бережно хранятся в Белгородском литературном музее.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Святитель Иоасаф Белгородский
Летом 1748 года архимандрит Троице-Сергиевой лавры Иоасаф (Горленко) стал епископом Белгородским. Посвящение в архипастыри совершилось в Санкт-Петербурге, в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. К месту своего назначения владыка Иоасаф прибыл ранним утром 19 августа, в праздник Преображения Господня. Несмотря на слабое здоровье, он отказался отдыхать после изнурительного путешествия и сразу же отправился на литургию в Свято-Троицкий собор. С этой же ревностью и усердием епископ Иоасаф совершал всё дальнейшее служение. Он неустанно объезжал свою епархию, узнавал о нуждах паствы и тайно подавал помощь. Аскет, подвижник и молитвенник получил от Бога дары прозорливости и чудотворения и стяжал народную любовь. Самоотверженная деятельность рано истощила силы епископа, он отошёл ко Господу в 49 лет. В 1911 году мощи святителя Иоасафа обрели нетленными. Тогда же в Белгороде состоялись торжества прославления подвижника в лике святых.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский
Частью летописи Белгородской епархии стали имена многих подвижников. Один из них — священномученик Антоний (Панкеев). Он родился в 1892 году в селе под Херсоном. Сын священника не мыслил своей жизни вне Церкви. Окончил Одесскую семинарию и Петроградскую духовную академию, принял монашеский постриг и священный сан. В годы Первой мировой войны нёс духовную службу на фронте. После революции 1917 года стал епископом. С этого момента жизнь владыки Антония обернулась чередой арестов, ссылок и тюремных сроков. В 1933 году, освободившись после очередного заключения, епископ возглавил Белгородскую епархию. В то время власти закрывали в городе храмы, один за другим. Владыка пытался опротестовать беззаконие. За это в 1935 году его приговорили к десяти годам лагерей. Во время заключения приговор ужесточили, и епископ Антоний был расстрелян. Церковь прославила священномученика в лике святых. Жители Белгорода почитают святителя Антония (Панкеева) своим небесным покровителем.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM