
Фото: Andriy Nestruiev / Unsplash
Три года Христос проповедовал, исцелял, творил чудеса. Рядом были его преданные ученики. Спаситель дорожил теми, кого избрал и призвал на служение. Он ведал их помышления, но знал и о своём предначертании. Поэтому Сын Божий стремился подготовить учеников к предстоящей разлуке — и к Своей крестной смерти, и к Воскресению, и к грядущему Вознесению.
В последней беседе с апостолами, на Тайной вечере, Христос прозревал эту грядущую скорбь учеников. Он предчувствовал весь ужас и страдание, которые посеет в их сердцах Страстная пятница. Всё разочарование, пустоту и горечь неверия в день Великой субботы.
Как любящий отец, Христос заранее предупреждал их: «Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и,... куда Я иду, вы не можете прийти... Вы восплачете и возрыдаете...» Сын Божий чувствовал недоумение учеников и пытался объяснить: «Если бы вы Меня действительно любили, вы радовались бы, что Я иду к Отцу...» Но пока не произошло Воскресение, никто не в состоянии был расслышать истинный смысл слов Господа.
Христос ободрял апостолов: «вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет». И обещал им: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам».
Так и случилось. Пасхальная радость наполнила сердца апостолов и жен-мироносиц. А потом Спаситель в течение сорока дней являлся ученикам, то с помощью, то с наставлением. Господь готовил их к трудному и важному служению, ученикам предстояло продолжить начатое домостроительство спасения рода человеческого. Для этого Христос «отверз им ум к уразумению Писаний».
Но апостолам всё ещё не было ведомо — в чём их задача, что же им предстоит делать. Евангелист Лука рассказывает в книге «Деяния святых апостолов»: даже когда Спаситель собрал учеников вместе на горе Елеонской, за мгновение до Вознесения, раздались голоса «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» То есть не прямо ли сейчас, вот здесь, на земле, будет установлено обещанное новое Царство?!
Сын Божий ответил: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Господь поручал апостолом важнейшую часть Своей работы по преображению мира. Тем самым Христос свидетельствовал — без участия человека спасение невозможно.
Сын Божий вознёсся, благословляя апостолов обеими руками. Историки подчёркивают — это был особый жест, означающий напутствие и призыв к исполнению дела. И апостолы «поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью».
Через десять дней пророчество Господне осуществилось, на апостолов сошёл Святой Дух, ученики вышли на проповедь благой вести — Евангелия. Они обошли весь свет и создали Церковь, в которой пребывает Господь.
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О подлинной полноте

В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова о Христе: «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота».
О подлинной полноте — протоиерей Максим Горожанкин.
«Господь наш Иисус Христос, придя на землю, соединил в Себе божественное и человеческое естества». Почему это произошло и почему для нас это так важно? Христос стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха. И человеческую природу, и человеческое естество Господь вознёс на Крест и совоскресил с Собою.
В православном богословии есть очень глубокий и важный термин — это обожение. И каждый человек, каждый христианин призван к обожению, то есть к тому, чтобы во всём быть подобным Богу.
Святитель Григорий Богослов прекрасно осмысливает данное явление в духовной жизни. Он пишет так: «Если ты будешь низко думать о себе, то я напомню тебе, что ты — созданный бог, ты — честная Христова часть, через Христовы страдания идущий в нетленную славу».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О жизни и творчестве Андрея Рябушкина

Сегодня 29 октября. В этот день в 1861 году родился русский художник Андрей Рябушкин.
О его жизни и творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Будущий художник воспитывался в верующей семье. И он, что называется, с младых ногтей уже познакомился с церковной живописью. Он очень любил иконы, он любил рассматривать, как украшены стены храмов. Конечно, это отразилось в его будущих работах, когда он сам стал художником.
Путь его был непростым: рано осиротев, он не смог унаследовать мастерскую своего отца. Но случай помог ему всё-таки найти свой путь. Но мы-то понимаем, что случай не случайный бывает. Богу угодно, чтобы человек всё-таки реализовал себя. Земляк Андрея Рябушкина, тоже студент Московского училища живописи, ваяния, зодчества, Андрей Преображенский, повлиял на то, чтобы всё-таки таланты Рябушкина нашли свою реализацию.
Очень интересный факт такой, что по окончании Художественной академии выпускники имели стипендию на поездку за границу для того, чтобы познакомиться с мировыми классиками в Италии, например. Так вот, Рябушкин отказался от такой заграничной поездки, захотел поехать по России. Это очень показательно, что человек любит свою страну и хочет её, прежде всего, воспеть.
Он посетил Новгород, Псков, Владимир, Ростов, Ярославль. Он увлечён историей Отечества и увлечён изучением культурного наследия своих предков. Его всё интересовало: одежда, орнаменты на национальных костюмах, музыкальные инструменты, игрушки, расписные прялки. Всё это он потом отразит в своих знаменитых работах.
Вот по завершении путешествия Андрей Рябушкин написал целый ряд жанровых картин, посвящённых крестьянскому и мещанскому быту. В этот день, когда родился Андрей Рябушкин, будет здорово открыть каталог и познакомиться с его наследием.
Все выпуски программы Актуальная тема







