
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Христианский календарь не всегда был таким, каким его знаем мы. Годичный круг праздников и постов складывался постепенно.
Долгое время праздники Вознесение и Троица — день сошествия на апостолов Святого Духа ещё не разносились между собой на десять дней. Эти события вместе вспоминали и чтили после Пасхи, карфагенский богослов Тертуллиан, живший во втором — третьем веках, называл это торжество общим словом — «радостнейший период».
В конце четвёртого века сложилась традиция двух праздничных дней — Вознесение Господне вспоминали на сороковой день после Пасхи, а Троицу чтили на пятидесятый. Таким образом, Вознесение всегда отмечается в четверг шестой недели после Пасхи.
Первое упоминание о том, как праздновали Вознесение, сохранилось в дневниках паломницы Эгерии. В четвёртом веке она побывала на Святой Земле и рассказала, что в Иерусалиме, на горе Елеон, с вершины которой вознёсся Спаситель, было несколько храмов. Один, Елеона, на месте пещеры, где Сын Божий проповедовал апостолам, другой, Имвомон, на самом месте Вознесения. Накануне праздника верующие собирались в Елеоне, а после вечерней и всенощной, уже под утро, поднимались на литургию к месту Вознесения.
Эти храмы не сохранились до наших дней, но похожая традиция осталась. Сейчас на месте Имвомона стоит часовня Вознесения Господня, построенная в двенадцатом веке, эпоху Крестовых походов. Земля принадлежит мусульманам и они берут плату с паломников. Православные священники могут служить здесь лишь раз в год, на праздник Вознесения Господня. Торжественное богослужение начинается накануне вечером. Во дворе рядом с часовней ставится походная церковь-палатка. Уже с полудня приходят верующие, чтобы помолиться у местной святыни — следа на камне, который по преданию принадлежит Сыну Божию. За два часа до заката, когда ослабевает зной, начинается вечерня. Богослужение совершает архиерей Иерусалимского патриархата вместе с греческими и русскими священниками. На службу стекаются русские богомольцы, греки, православные арабы.
После повечерия все направляются торжественным крестным ходом на северную вершину Елеона, где находится греческий монастырь в честь Двенадцати апостолов. По преданию на этом месте Воскресший Спаситель явился ученикам перед Своим Вознесением. На улицах уже темно, поэтому верующие идут с горящими свечами и светильниками. Река огня и света течёт по улицам Елеона совсем как в первые века христианства.
Традиция крестных ходов в день Вознесения есть во многих православных странах. Например, в Сербии к празднику Вознесения Господня приурочено торжество Крестной славы Белграда, своеобразный духовный день города. Проходят крестные ходы и в российских монастырях, приходах и благочиниях.
И пусть над головами богомольцев не жаркое небо Елеона, но по словам святителя Луки Войно-Ясенецкого важно «сердца свои устремить к небу вслед за Ним, ибо и нам надлежит вознестись за Ним на небо».
Сэмюэл Кольридж «Поэма о Старом Мореходе» —«Благодарение и славословие Творца»

Фото: Piqsels
В 1798 году была опубликована поэма Сэмюэла Кольриджа «Старый Мореход». Её ключевые темы: покаяние, прощение и возрождение.
Вкратце сюжет поэмы таков. Старый моряк рассказывает историю своей жизни. Однажды его корабль попал в бурю, и внезапно появившийся альбатрос вывел моряков из опасных вод. Матросы полюбили птицу. Но из пустой прихоти главный герой убивает альбатроса. Друзья вначале осуждают его поступок. Но затем, когда поднимается попутный ветер, они хвалят Морехода: «Ты прав был, птицу умертвив». Тем самым, они также становятся повинны в преступлении.
Ветер приводит корабль в поросшее водорослями гибельное место. Друзья, забыв, как недавно хвалили Морехода, вешают ему на шею убитую птицу, забывая, как разделили его грех, и лицемерно сваливая всю вину на него. Постепенно все они погибли от жажды. И вот, когда гибель казалась уже неминуемой для самого Морехода, он случайно выглядывает за борт и видит морских змеек — они изумляют его своей красотой. Он внезапно словно прозревает. Красота Божьего творения выводит его из отчаяния, и Мореход произносит молитву к Творцу, славя Его. В этот момент убитый альбатрос падает с его шеи в море, что символизирует освобождение Морехода от греха.
Старый Мореход возрождается к жизни через благодарение и славословие. «Я стал благословлять, — рассказывает он позже некоему юноше, спешившему к своему другу на свадьбу. — Я в этот миг молиться мог». И в тот же час корабль сдвинулся с места, так Мореход был избавлен от гибели.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Памятник святому праведному князю Александру Невскому (Новгород Великий)
Когда приезжаешь в Великий Новгород, кажется, что в самом воздухе этого древнего города витает имя Александра Невского — народного героя, мудрого князя Новгородской республики, бесстрашного полководца и святого Русской Православной Церкви. Уже на железнодорожном вокзале, точнее — на привокзальной площади, вас встретит бюст Александра Ярославича. А если отправитесь гулять по городу, то наверняка не пройдёте мимо одной из главных достопримечательностей Великого Новгорода — памятника князю Александру Невскому.
Установлен он в туристической зоне — на правом берегу реки Волхов, прямо на набережной, которая, кстати, тоже носит имя Александра Невского. Перед вами засеребрятся купола белокаменной церкви Бориса и Глеба — и тут же, буквально в нескольких метрах от неё, вырастет величественная фигура в развевающемся плаще. Князь одет в кольчугу, но стоит с непокрытой головою — свой воинский шлем он держит в правой руке. Меч висит у него на поясе, а щит он словно прислонил к основанию монумента. Необычное ощущение: скульптура, посвящённая одному из величайших русских военачальников, совсем не выражает воинственность. Скорее — спокойствие, уверенность и одухотворённость. Левая рука Александра Невского опущена и открытой ладонью обращена к смотрящим. Успокаивающим жестом князь как будто говорит: «Не в силе Бог, а в правде. Никакие враги не смогут одолеть».
4-метровый памятник князю Александру Невскому появился на набережной Волхова ещё в советские времена — в 1985-м году. Его открытие состоялось 20 января, в день 41-й годовщины освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Событие стало глубоко символичным — ведь князь, разгромивший в 13-м столетии шведов и ливонских рыцарей, олицетворял борьбу русского народа против иностранной агрессии. Конечно, и в Великую Отечественную войну, и позже, в 1985-м, когда открывался памятник, немногие помнили о том, что князь — не только мужественный защитник Отечества, но и святой. А вот скульптор явно знал об этом. Плащ, развевающийся за спиною князя, очень напоминает крылья... Фигура и лицо Александра Невского, святого защитника Руси, излучают внутренний свет. И хочется долго стоять и всматриваться в каждую деталь этого удивительного памятника.
Все выпуски программы ПроСтранствия
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема







