Дети часто обращаются к нам с вопросами. Вопросов много, они долго и старательно их формулируют, наверное, это для них достаточно важно. А разве недостаточно важно, что в этот момент мы пишем бизнес-план, резюме проекта, статью, отвечаем важному человеку по важному делу и еще – очень хотим спать… ну или просто – хотим тишины. Говори быстро! – так мы говорим в ответ. Но у детей и подростков свой язык, он не быстрый. Он въедливый и тщательный. Но при этом, завалив нас вопросами от: может ли правда бегемот кого-то съесть - до : почему все-таки ты думаешь, что Витьке нравится эта Наташка – они совсем не умеют говорить быстро. Пока. Они только пытаются научиться говорить. У них только формируется свой, неповторимый, язык.
Как-то присутствовала при собеседовании одного ученика восьмого класса. Мальчик явно был одаренный и любил читать. Его спросили: какие твои любимые книги из того, что читали в школе? Он сказал, Демон Лермонтова и Шинель Гоголя. Ну перескажи, - попросила строгая учительница. Парень явно настроился на доверительный лад. В Демоне – сказал он, - все очень просто. Самого Демона очень жалко. Но я с самого начала понял, что с Тамарой у них ничего не получится. Совсем ничего. – Учительница поджала губы. А Шинель? – Ой, Шинель мне очень понравилась, - парень уже явно нервничал, потому что видел, что первый раз ответил неправильно. – Там этот бедненький Акакий Акакиевич, он такой бедненький, он так любил свою шинель, и у него кроме нее ничего не было, потому что он был лузер, стопроцентный лузер… я в конце над ним прямо плакал!.. -- Честное слово, я лучше оба произведения не могла бы пересказать. Но учительница осталась очень недовольна. Ее не тронуло личное отношение ребенка к этим непростым произведениям.
Учительница знала, как говорить о произведении правильно. Но у мальчика был свой, очень свой язык.
Говори правильно и быстро. Говори правильно и по программе. Молчалин очень плохой. Чацкий очень хороший. А моему младшему понравился Молчалин, он показался ему вежливым. Нет, неправильно. Правильно – что хороший Чацкий. В нем думы и чаяния… Мы знаем, как правильно. А они нет.
К тому же прежде, чем что-то рассказать, ты должен убрать комнату! Ты видел, что творится у тебя в комнате?
Почему прежде, чем поделиться самым главным, надо убрать комнату? Что изменится в главном, если в комнате будет чисто? Или грязно?
Я поменяла сто пятьдесят восемь школ, чтобы найти одну, где моему сыну позволено считать, что Чацкий грубиян, потому что сын и правда так считает!
А еще недавно я получила прекрасный урок того, что говорят дети, когда им позволено говорить все. Моя дочь включила мне монологи подростков на одном американском сайте. Они там просто выходят к камере – и говорят то, чего им не дают говорить в жизни. На первом же монологе американской девочки о том, как она видит свою депрессию, я начала рыдать. Девочка так хлестко, так больно и так точно описывала свое состояние невысказанности, непонимания ее мамой – на своем языке! Ничего больнее и точнее я никогда не слышала! Я слушала подростковые монологи на разные темы и сквозь слезы пронзительного прозрения думала: Самая неправильная фраза: Говори быстро. И самая неправильная установка: я знаю, как правильно! Счастливые дети, которым удается сказать то, что они хотят! Не быстро и не правильно, а так, чтобы мы их услышали!! А мы-то! Как мы много узнаем, если дадим им говорить – не быстро и не правильно!
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.