В середине девятнадцатого века на авансцену науки вышли палеонтологические открытия. Особое внимание ученых привлекали обнаруженные во многих частях земного шара останки загадочных древних животных – их нарекли динозаврами, то есть, в буквальном переводе, гигантскими ящерами. Воссозданные по фрагментам скелетов многометровые размеры и устрашающий вид этих существ поражали воображение и вызывали недоумение - почему в Священном писании, которое содержит многие тайны мироздания, не сказано ни слова о динозаврах?
Английский библеист девятнадцатого столетия, член Британской академии Роберт Генри Чарльз легко решил эту проблему, а точнее, помог убедиться в ее отсутствии.
Комментарий эксперта:
В изначальном, древнееврейском тексте Библии – например, в рассказе о сотворении зверей в первой главе Книги Бытия, фигурирует слово «танин». На многие наречия оно было переведено как «рыбы», в то время как в оригинале означает большое морское животное. Слово «танин» встречается в Библии двадцать один раз, в том числе и в книге Иова, где под этим именем описан величественный ящер, который «поворачивает хвостом своим, как кедром». Вероятнее всего, что и есть гигантское существо, которое ученые нарекли динозавром.
По мнению палеонтологов, динозавры населяли землю миллионы лет назад. В то время как принятая Церковью версия библейской хронологии предполагает, что мир существует несколько тысячелетий. Ученые ошибаются, или все-таки период, обозначенный в Книге Бытия, как день Творения, включал в себя миллионы лет? Такая гипотеза также существует среди исследователей Священного Писания.
В 2007 году профессор американского университета штата Северная Каролина Мэри Швейцер совершила открытие, которое заставило палеонтологов пересмотреть датировку останков динозавров.
Комментарий:
Палеонтологи из университета Северной Каролины заинтересовалась бедренной костью тираннозавра, найденной в меловых отложениях геологической формации Хелл Крик на северо-западе США. Структура этой кости сохранилась настолько хорошо, что у специалистов появилась надежда, что из нее удастся выделить какие-то органические соединения. И действительно, исследователи обнаружили в составе древних останков белок коллаген, близкий по своему строению к коллагену птиц, а также остатки эластичных вкраплений, по своей структуре идентичных кровеносным сосудам и красным кровяным тельцам –эритроцитам.
Открытие Мэри Швейцер поставило под сомнение общепринятое убеждение в невероятно древнем возрасте палеонтологических останков, поскольку такие хрупкие органические структуры, как белки, никак не могут сохраняться миллионы лет.
Гигантские ящеры, упомянутые в Библии под словом «танин», в различных эпосах именуемые драконами, вошли в науку как динозавры. Они по-прежнему остаются для человека тайной за семью печатями. Однако, открывая постепенно завесы тайны, ученые убеждаются, что Священное писание не противоречит этим открытиям.
Собор Рождества Христова. Хабаровск
Во второй половине девятнадцатого века южная часть Дальнего Востока по договору с Китаем стала принадлежать России. Началось активное освоение присоединённых земель и появились новые селения. Одним из них стала Хабаровка в месте слияния рек Амур и Уссури. Первыми её жителями были военные. Вслед за ними на Дальний Восток по призыву правительства потянулись гражданские переселенцы. По суше и морю сюда добирались энтузиасты из Курска, Казани, Нижнего Новгорода, Киева, Одессы и других городов Российской империи.
Хабаровка росла. В 1880 году она получила статус города, а спустя еще несколько лет новое имя — Хабаровск. Развитию города поспособствовало строительство Уссурийской железной дороги, соединившей Хабаровск с Владивостоком. Это был первый участок Транссибирской железнодорожной магистрали, или, иначе, Великого сибирского пути.
Одной из целей грандиозного проекта стало духовное просвещение жителей Дальнего Востока. Для этого царь Николай Второй в 1894 году учредил специальный фонд и назвал его именем отца — императора Александра Третьего. На средства фонда в конце девятнадцатого, начале двадцатого века на протяжении Транссибирской магистрали строились особые церкви-школы. В них совершались богослужения и могли получить начальное образование дети и взрослые.
Одним из таких храмов стала церковь Рождества Христова в Хабаровске. Она была построена при железнодорожной станции и освящена в мае 1901 года. В народе церквушку прозвали «вокзальной». В ней молились жители близлежащих улиц, солдаты и офицеры расположенных неподалёку воинских частей, а также служащие железной дороги.
Размеренную жизнь прихода нарушили политические нестроения. В 1917 году к власти в России пришли безбожники. В 1937-ом Христорождественскую церковь закрыли, как и все остальные в Хабаровске. Однако в 1945-ом горожанам удалось получить разрешение на возобновление богослужений в храме Рождества Христова. Маленькая вокзальная церковь оказалась единственной действующей в городе и стала считаться собором — главным храмом Хабаровской и Владивостокской епархии.
Прихожане открыли здесь свечное производство, организовали изготовление нательных крестиков, продажу лампадного масла и благовоний. Доходы позволили расширить трапезную часть храма и пристроить к ней придел во имя святителя Иннокентия Иркутского. Центральную алтарную перегородку украсил резной деревянный иконостас. На протяжении десятилетий собор Рождества Христова оставался для жителей Хабаровска ковчегом веры. Он и сегодня горячо любим горожанами.
Все выпуски программы ПроСтранствия
18 ноября. О любви

В 3-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам».
О любви — протоиерей Константин Харитонов.
Любовь требует труда, любовь должна так или иначе возрастать, совершенствоваться. Для этого нужен труд, молитвы, для этого нужно определённое укрепление себя в любви. Поэтому мы должны укрепляться, преисполняться этой любви, призывать на помощь святых апостолов, призывать на помощь святых угодников Божиих, призывать на помощь своих братьев и сестёр и стараться делать дела любви, чтобы любовь в нас всё более и более укреплялась.
Даже, можно так сказать, не обращая внимания на своё внутреннее настроение, потому что часто оно нас подводит в отношении того, чтобы правильно любить своих близких. И когда человек наполнится этой любовью, он должен её и далее передавать своим детям, своим близким, потому что любовь, она не может быть зациклена сама на себе, она всегда жертвует собой ближнему человеку.
А всё остальное, мы уже знаем, как называется, — это эгоизм, который погубляет человека. Поэтому совершенствоваться нужно в любви и раздавать её, эту любовь, друг другу.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 ноября. О грехе детоубийства
Сегодня 18 ноября. В этот день в 1920 году Постановлением с лицемерным названием «Об охране здоровья женщины» в Советском Союзе были легализованы аборты.
О грехе детоубийства — протоиерей Андрей Ефанов.
Печальный пример Спарты, казалось бы, должен был научить нас беречь своё потомство. Но нет, 105 лет назад мы приняли роковое решение и на государственном уровне легализовали детоубийства, стыдливо закамуфлировав эти преступления против жизни детей и против своего народа иностранным словом «аборт».
С тех пор при поддержке государства, при самых скромных подсчётах, было убито во чреве матери больше 200 миллионов младенцев. Это больше, чем всё население нашей страны.
Возникает закономерный вопрос: доколе? До каких пор мы будем истреблять свой собственный народ? Когда прекратится это бесчеловечное уничтожение неповинных детей?
Неужели мы хотим переполнить чашу Божиего долготерпения и испить чашу Божиего гнева?
Все выпуски программы Актуальная тема







