В середине девятнадцатого века на авансцену науки вышли палеонтологические открытия. Особое внимание ученых привлекали обнаруженные во многих частях земного шара останки загадочных древних животных – их нарекли динозаврами, то есть, в буквальном переводе, гигантскими ящерами. Воссозданные по фрагментам скелетов многометровые размеры и устрашающий вид этих существ поражали воображение и вызывали недоумение - почему в Священном писании, которое содержит многие тайны мироздания, не сказано ни слова о динозаврах?
Английский библеист девятнадцатого столетия, член Британской академии Роберт Генри Чарльз легко решил эту проблему, а точнее, помог убедиться в ее отсутствии.
Комментарий эксперта:
В изначальном, древнееврейском тексте Библии – например, в рассказе о сотворении зверей в первой главе Книги Бытия, фигурирует слово «танин». На многие наречия оно было переведено как «рыбы», в то время как в оригинале означает большое морское животное. Слово «танин» встречается в Библии двадцать один раз, в том числе и в книге Иова, где под этим именем описан величественный ящер, который «поворачивает хвостом своим, как кедром». Вероятнее всего, что и есть гигантское существо, которое ученые нарекли динозавром.
По мнению палеонтологов, динозавры населяли землю миллионы лет назад. В то время как принятая Церковью версия библейской хронологии предполагает, что мир существует несколько тысячелетий. Ученые ошибаются, или все-таки период, обозначенный в Книге Бытия, как день Творения, включал в себя миллионы лет? Такая гипотеза также существует среди исследователей Священного Писания.
В 2007 году профессор американского университета штата Северная Каролина Мэри Швейцер совершила открытие, которое заставило палеонтологов пересмотреть датировку останков динозавров.
Комментарий:
Палеонтологи из университета Северной Каролины заинтересовалась бедренной костью тираннозавра, найденной в меловых отложениях геологической формации Хелл Крик на северо-западе США. Структура этой кости сохранилась настолько хорошо, что у специалистов появилась надежда, что из нее удастся выделить какие-то органические соединения. И действительно, исследователи обнаружили в составе древних останков белок коллаген, близкий по своему строению к коллагену птиц, а также остатки эластичных вкраплений, по своей структуре идентичных кровеносным сосудам и красным кровяным тельцам –эритроцитам.
Открытие Мэри Швейцер поставило под сомнение общепринятое убеждение в невероятно древнем возрасте палеонтологических останков, поскольку такие хрупкие органические структуры, как белки, никак не могут сохраняться миллионы лет.
Гигантские ящеры, упомянутые в Библии под словом «танин», в различных эпосах именуемые драконами, вошли в науку как динозавры. Они по-прежнему остаются для человека тайной за семью печатями. Однако, открывая постепенно завесы тайны, ученые убеждаются, что Священное писание не противоречит этим открытиям.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница