Название Библия переводится с греческого языка как "книги". Этим отмечается одна из главных особенностей Библии как сборника священных книг, написанных под водительством Бога разными людьми из разных исторических эпох. В ряде случаев имя автора той или иной библейской книги нам неизвестно. В основном это касается Ветхого Завета. Если же говорить о новозаветной части Священного Писания, то здесь ситуация с определением авторства обстоит значительно лучше. Все имена новозаветных писателей нам известны. Особое место среди авторов книг Нового Завета занимает апостол Лука. По национальности своей он был греком, по профессии являлся врачом, кроме того он занимался живописью - по древнему преданию именно святой Лука написал первую икону. Апостол Лука оставил после себя одно из четырех Евангелий, а также книгу Деяний апостолов, героем которой является он сам. Правда не сразу, а с 16-ой главы. Начиная с нее повествование книги Деяний идет от первого лица. Отрывок из этой части Деяний святых апостолов читается сегодня во время утреннего богослужения:
В те дни 16.16 когда Апостолы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. 16.17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. 16.18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час. 16.19 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам. 16.20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город 16.21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. 16.22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками 16.23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. 16.24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду. 16.25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. 16.26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. 16.27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. 16.28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. 16.29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, 16.30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? 16.31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. 16.32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. 16.33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его. 16.34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.
В прозвучавшем отрывке апостол Лука вспоминает о посещении города Филиппы, столицы древней Македонии. Здесь апостолы столкнулись с явным проявлением силы злых духов, которые говорили через одну местную жительницу - служанку в богатом доме. Ее Лука именует последовательницей культа Пифона – языческого духа прорицания. Служанка всюду ходила за Павлом и его спутниками и говорила об их спасительной миссии. Павел, не желая, чтобы у жителей города служение Христу и прорицательские способности, данные темными духами, воспринимались как вещи родственные, изгнал злого духа из женщины. Хозяева служанки обозлились и восстали на Павла. В итоге он и его спутники оказались в тюрьме, где произошло еще одно чудо. Ночью случилось землетрясение, оковы, бывшие на Павле и его спутниках, спали. Страж тюрьмы, увидев случившееся, испугался, что апостолы убежали - боясь наказания, страж хотел совершить самоубийство. Но Павел остановил несчастного. Воодушевленный апостолом страж, в итоге, принял крещение вместе со своей семьей, а также постарался насколько возможно облегчить тюремные страдания апостолов... Что произошло дальше? Об этом вы можете прочесть самостоятельно в библейской книге Деяний святых апостолов.
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..