56 лет прожили вместе Василий и Валентина Чуйковы. Про неё говорили, что она мечтала быть актрисой, а стала женой маршала. Но о несостоявшейся сценической карьере Валентина Петровна не жалела. И хоть о непростом характере Чуйкова ходили легенды, любви и согласию в семье это нисколько не мешало.
Дважды герой Советского Союза, маршал Чуйков был родом из посёлка Серебряные пруды, что недалеко от Тулы. В 1925 году, он, тогда ещё курсант Академии имени Фрунзе, приехал в гости к родителям. В один из вечеров отправился на танцы и познакомился с Валей Павловой. 18-летняя девушка увлекалась театром и была необыкновенно хороша собой. Глядя на тонкие черты её лица, многие были уверены: Валя – настоящая польская княжна. И когда через год она из Павловой стала Чуйковой, Василию пришлось доказывать начальству, что супруга – вовсе не дворянка, а родилась в простой семье.
После женитьбы Чуйкова перевели работать в Китай - разведчиком. Валентине, уже забывшей о театральных играх, пришлось погрузиться в игры шпионские. Муж постоянно подвергал свою жизнь опасности. Валю подробно проинструктировали, что ей нужно делать, если Василий, к примеру, не вернётся домой в назначенное время. Первым пунктом было – сжечь документы. Вторым – не искать супруга, а спасаться самой. То есть бежать на явочную квартиру. Конечно, имея при себе заряженный браунинг. Валя не сразу поняла, насколько это серьёзно – быть женой разведчика. Однажды, услышав шаги Василия на лестнице, решила пошутить. Спряталась за дверь и, подкравшись к мужу сзади, закрыла ему ладошками глаза. Дальше следовал провал в памяти. Очнувшись, Валя увидела мужа с револьвером в руке и услышала гневный монолог: «Я же разведчик. Для меня тот, кто подкрался сзади – враг. Я стреляю. Это рефлекс. Я же тебя сейчас чуть не убил». Больше Валя не экспериментировала.
В Китае супруги жили до 1942 года. Вернувшись на Родину, Чуйков стал формировать армию для Сталинградской битвы. Перед отправкой на фронт навестил мать. Прощаясь с сыном, она надела на него крестик и попросила переписать молитву, которую Чуйков носил в кармане до конца жизни.
После первых дней Сталинградской битвы Василий Иванович был уверен, что погибнет. И даже написал прощальное письме жене, которая с двумя дочерьми жила в эвакуации в Куйбышеве. Но Чуйков выжил. Уцелел, как он сам считал, чудом. Тогда во время одной из бомбёжек, фашисты, зная, в каком доме находится командующий, пятнадцать минут обстреливали здание. Когда всё закончилось, Василий Иванович хотел сложить пальцами крестное знамение, но не смог разжать кулак, его свело судорогой. Так кулаком и перекрестился.
10-ого мая 1945 года Чуйков - легендарный командующий, прошедший с боями Украину, Белоруссию, Польшу, штурмовавший Берлин, писал жене: «Я видел, как на моих глазах склоняет знамёна фашистская Германия».
А потом началась мирная жизнь. Спустя год у супругов родился сын. Валентина сказала счастливому мужу, давно мечтавшему о мальчике: «Это тебе, Вася, мой подарок за Сталинград».
В 1947 году в Париже открылась конференция стран-победительниц. Чуйков приехал во Францию с женой. Местные газеты назвали её «самой красивой и элегантной женщиной России». Причем имелась в виду не только внешняя красота. Не случайно, реагируя на такие публикации, Валентина Петровна сказала в интервью: «Пусть генералы гордятся своими победами, а я всегда гордилась званием русской женщины и ни перед кем его не роняла».
Чуйков и этим ответом, и супругой восхищался. Чувство было взаимным. Валентина Петровна гордилась мужем, ведь в том, что страна победила в той страшной войне, была огромная заслуга Василия Ивановича. Для всей России он был героем, а для Валентины Петровны ещё и любящим мужем. В 1944 году он написал ей письмо, которое она хранила всю жизнь: «Дорогая Валечка! Наш разговор по телефону воодушевил меня на многое. Слышать твой голос – было счастье. Надеюсь, твой голос услышать скоро без электронов, а близкий и родной, и осязательный. Захлёбываюсь от счастья будущей встречи. Я всегда был, есть и буду с тобой. Целую. Твой Вася».
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема