В наши дни христианство является одной из самых гонимых религий. Сегодня христиане подвергаются особенно жестоким преследованиям в некоторых странах Африки и Азии. К сожалению, это не является чем-то удивительным – христианство было гонимо с самых первых лет своего существования. Первым, кто пострадал от рук преследователей, был Господь Иисус Христос. Участь Спасителя разделили Его ученики, апостолы, и многие простые христиане. В Палестине первого века основными противниками существования христианства были так называемые фарисеи и саддукеи. Фарисеями в эпоху земной жизни Иисуса Христа было принято именовать знатоков и щепетильных исполнителей ветхозаветных заповедей. Фарисеи, стремясь досконально выполнить все предписания закона Моисеева, считали себя лучшей частью народа еврейского, иудеями «высшего сорта». Они с презрением относились к людям иной национальности и веры. В 60-е годы первого века именно фарисеи стали идеологами еврейского восстания, приведшего к разрушению Иерусалима римлянами в 70-ом году. Идеологической противоположностью фарисеям были саддукеи. Саддукеями именовались евреи, которые частично поддались религиозному и культурному влиянию языческой среды Римской империи. Саддукеи выступали за облегчение требований закона Моисеева, во многих аспектах вовсе не соблюдали его, а также не верили в бессмертие души. Еще одной отличительной чертой саддукеев было то, что они выступали за тесное сотрудничество евреев с Римской империей. Фарисеи и саддукеи были главными виновниками казни Христа. Являясь непримиримыми врагами, они в тот момент сплотились, но каждые по своей причине. Фарисеи считали Христа еретиком, саддукеи – бунтовщиком против власти Рима. И тем, и другим смерть Христа была выгодна. И те, и другие, убив Спасителя, предприняли все возможные меры, чтобы уничтожить последователей Христа. О первых преследованиях христиан рассказывает нам библейская книга Деяний святых апостолов.
В те дни руками Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.
После того, как Спаситель Иисус Христос воскрес и вознесся на Небеса, Он даровал Своим ученикам, апостолам, благодатную силу исцелять различные болезни и недуги. Чудесная мощь, которой обладали апостолы, проявляла себя настолько сильно, что исцеление от самых тяжелых болезней наступало мгновенно. Как повествует книга Деяний, многие жители Иерусалима, в надежде на выздоровление, выносили на улицу своих больных родственников и клали их прямо на мостовую. Они надеялись, что хотя бы тень проходивших мимо апостолов коснулась несчастных. Ведь даже от тени учеников Христа люди получали благодатное выздоровление. Величие учения Христа и чудесная сила Его учеников вызвала зависть у фарисеев и саддукеев. Они решили, во что бы то ни стало, уничтожить апостолов. Для начала учеников Христа заточили в тюрьму. Надо сказать, что это было не сложно. Вся Палестина знала о месте собрания христиан – притворе Соломоновом, крытой галерее при восточной стене двора Иерусалимского храма. Апостолы также не воспротивились аресту. Но фарисеев и саддукеев ждала неудача. На следующий день после заключения апостолы оказались на свободе. Ангел Божий ночью открыл замки тюрьмы и выпустил апостолов. Потерпев поражение в этот раз, иудеи не успокоились и усилили гонения. Как? Об этом мы узнаем в следующий раз опять же из книги Деяний.
14 марта. О заповедях Божьих

В 6-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни».
О заповедях Божьих — священник Алексий Дудин.
Заповеди Божии, по сути дела, являются границами нашей духовной безопасности. Заповедь можно сравнить с факелом, который освещает край пропасти, чтобы человек в эту пропасть не свалился. Заповеди не лишают нас свободы воли, они не лишают нас свободы действия, они лишь указывают нам то, что является для нас либо спасительным, либо погибельным. А дальше, используя эти заповеди, человек волен действовать на этой земле так, как он желает сам. Про заповеди мы знаем, что были заповеди в Ветхом Завете, и они все были направлены на отношение человека к Богу и человека к человеку. В Новом Завете это сформулировано в двух заповедях о том, что человек должен в полноте любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всею крепостью своей и ближнего своего, как самого себя. Но в любом случае заповеди — это помощь человеку в жизненном пути, которая спасает человека от погибели и которая направляет человека ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О творчестве Владимира Фаворского

Сегодня 14 марта. В этот день в 1886 году родился художник-иллюстратор Владимир Фаворский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Посмотрите только иллюстрации к маленьким трагедиям Александра Сергеевича Пушкина! Вы увидите, что Владимир Фаворский уловил самый дух поэзии русского гения. А «Слово о полку Игореве», которое выделяется своей поэтичностью, художественным богатым, высотой образов — над ним работал наш иллюстратор многие годы. И работа его может почитаться подлинным шедевром искусства. «Я созидаю книгу, а не просто делаю иллюстрации», говорил наш мэтр, оставивший после себя десятки талантливых учеников. И сегодня, когда Россия так нуждается в возрождении русской культуры, во всех ее гранях, во всех ее жанрах, иллюстрации Владимира Фаворского, говорят о совершенстве, которого должен достигать каждый художник, желающий вложить свою лепту в созидание пространства русской культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О душеполезном чтении

Сегодня 14 марта. День православной книги.
О душеполезном чтении — священник Николай Конюхов.
Главная книга, которую должен читать христианин — это Священное Писание. Но часто дороги к нему разные. Сейчас есть большое количество околоцерковной литературы, церковной литературы, в том числе и современных авторов, которые доступным языком пишут про прописные истины. И даже те же самые святые отцы, произведения которых, может быть, тяжело читать, потому что они написаны иностранным языком, на греческом языке, и переведены, тем более, святых отцов IV, V века, VI. Но есть святые отцы, которые жили в нашей стране, и которые писали, в том числе, и на русском языке. И поэтому нам они более понятными. Я вот на начальном всегда рекомендую почитать письма Феофана Затворника своим духовным чадам, святителя Игнатия Брянчанинова. А потом есть святые отцы, которые жили буквально совсем недавно. Это Никодим Святогорец, Паисий Святогорец. И такие видные церковные деятели, как там митрополит Антоний Сурожский, который очень много написал доступных проповедей, которые даже молодым людям очень, как они говорят, заходят. То есть они понятны и написаны понятным языком. Ну а так, в целом, сейчас, если прийти в какой-то церковный магазин, где книги предлагаются разные, там большое количество современных авторов, в том числе священников, предлагают рассуждения и о посте, и о молитве, и так далее. Но конечная цель, конечно же, нам — это слова Божии, написанные в Священном Писании, к которым постепенно мы начинаем приходить. Читаем сначала на русском языке, потом и церковно-славянский текст, который читается за богослужением, тоже становится нам понятным.
Все выпуски программы Актуальная тема