В наши дни христианство является одной из самых гонимых религий. Сегодня христиане подвергаются особенно жестоким преследованиям в некоторых странах Африки и Азии. К сожалению, это не является чем-то удивительным – христианство было гонимо с самых первых лет своего существования. Первым, кто пострадал от рук преследователей, был Господь Иисус Христос. Участь Спасителя разделили Его ученики, апостолы, и многие простые христиане. В Палестине первого века основными противниками существования христианства были так называемые фарисеи и саддукеи. Фарисеями в эпоху земной жизни Иисуса Христа было принято именовать знатоков и щепетильных исполнителей ветхозаветных заповедей. Фарисеи, стремясь досконально выполнить все предписания закона Моисеева, считали себя лучшей частью народа еврейского, иудеями «высшего сорта». Они с презрением относились к людям иной национальности и веры. В 60-е годы первого века именно фарисеи стали идеологами еврейского восстания, приведшего к разрушению Иерусалима римлянами в 70-ом году. Идеологической противоположностью фарисеям были саддукеи. Саддукеями именовались евреи, которые частично поддались религиозному и культурному влиянию языческой среды Римской империи. Саддукеи выступали за облегчение требований закона Моисеева, во многих аспектах вовсе не соблюдали его, а также не верили в бессмертие души. Еще одной отличительной чертой саддукеев было то, что они выступали за тесное сотрудничество евреев с Римской империей. Фарисеи и саддукеи были главными виновниками казни Христа. Являясь непримиримыми врагами, они в тот момент сплотились, но каждые по своей причине. Фарисеи считали Христа еретиком, саддукеи – бунтовщиком против власти Рима. И тем, и другим смерть Христа была выгодна. И те, и другие, убив Спасителя, предприняли все возможные меры, чтобы уничтожить последователей Христа. О первых преследованиях христиан рассказывает нам библейская книга Деяний святых апостолов.
В те дни руками Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.
После того, как Спаситель Иисус Христос воскрес и вознесся на Небеса, Он даровал Своим ученикам, апостолам, благодатную силу исцелять различные болезни и недуги. Чудесная мощь, которой обладали апостолы, проявляла себя настолько сильно, что исцеление от самых тяжелых болезней наступало мгновенно. Как повествует книга Деяний, многие жители Иерусалима, в надежде на выздоровление, выносили на улицу своих больных родственников и клали их прямо на мостовую. Они надеялись, что хотя бы тень проходивших мимо апостолов коснулась несчастных. Ведь даже от тени учеников Христа люди получали благодатное выздоровление. Величие учения Христа и чудесная сила Его учеников вызвала зависть у фарисеев и саддукеев. Они решили, во что бы то ни стало, уничтожить апостолов. Для начала учеников Христа заточили в тюрьму. Надо сказать, что это было не сложно. Вся Палестина знала о месте собрания христиан – притворе Соломоновом, крытой галерее при восточной стене двора Иерусалимского храма. Апостолы также не воспротивились аресту. Но фарисеев и саддукеев ждала неудача. На следующий день после заключения апостолы оказались на свободе. Ангел Божий ночью открыл замки тюрьмы и выпустил апостолов. Потерпев поражение в этот раз, иудеи не успокоились и усилили гонения. Как? Об этом мы узнаем в следующий раз опять же из книги Деяний.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема