В наши дни христианство является одной из самых гонимых религий. Сегодня христиане подвергаются особенно жестоким преследованиям в некоторых странах Африки и Азии. К сожалению, это не является чем-то удивительным – христианство было гонимо с самых первых лет своего существования. Первым, кто пострадал от рук преследователей, был Господь Иисус Христос. Участь Спасителя разделили Его ученики, апостолы, и многие простые христиане. В Палестине первого века основными противниками существования христианства были так называемые фарисеи и саддукеи. Фарисеями в эпоху земной жизни Иисуса Христа было принято именовать знатоков и щепетильных исполнителей ветхозаветных заповедей. Фарисеи, стремясь досконально выполнить все предписания закона Моисеева, считали себя лучшей частью народа еврейского, иудеями «высшего сорта». Они с презрением относились к людям иной национальности и веры. В 60-е годы первого века именно фарисеи стали идеологами еврейского восстания, приведшего к разрушению Иерусалима римлянами в 70-ом году. Идеологической противоположностью фарисеям были саддукеи. Саддукеями именовались евреи, которые частично поддались религиозному и культурному влиянию языческой среды Римской империи. Саддукеи выступали за облегчение требований закона Моисеева, во многих аспектах вовсе не соблюдали его, а также не верили в бессмертие души. Еще одной отличительной чертой саддукеев было то, что они выступали за тесное сотрудничество евреев с Римской империей. Фарисеи и саддукеи были главными виновниками казни Христа. Являясь непримиримыми врагами, они в тот момент сплотились, но каждые по своей причине. Фарисеи считали Христа еретиком, саддукеи – бунтовщиком против власти Рима. И тем, и другим смерть Христа была выгодна. И те, и другие, убив Спасителя, предприняли все возможные меры, чтобы уничтожить последователей Христа. О первых преследованиях христиан рассказывает нам библейская книга Деяний святых апостолов.
В те дни руками Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.
После того, как Спаситель Иисус Христос воскрес и вознесся на Небеса, Он даровал Своим ученикам, апостолам, благодатную силу исцелять различные болезни и недуги. Чудесная мощь, которой обладали апостолы, проявляла себя настолько сильно, что исцеление от самых тяжелых болезней наступало мгновенно. Как повествует книга Деяний, многие жители Иерусалима, в надежде на выздоровление, выносили на улицу своих больных родственников и клали их прямо на мостовую. Они надеялись, что хотя бы тень проходивших мимо апостолов коснулась несчастных. Ведь даже от тени учеников Христа люди получали благодатное выздоровление. Величие учения Христа и чудесная сила Его учеников вызвала зависть у фарисеев и саддукеев. Они решили, во что бы то ни стало, уничтожить апостолов. Для начала учеников Христа заточили в тюрьму. Надо сказать, что это было не сложно. Вся Палестина знала о месте собрания христиан – притворе Соломоновом, крытой галерее при восточной стене двора Иерусалимского храма. Апостолы также не воспротивились аресту. Но фарисеев и саддукеев ждала неудача. На следующий день после заключения апостолы оказались на свободе. Ангел Божий ночью открыл замки тюрьмы и выпустил апостолов. Потерпев поражение в этот раз, иудеи не успокоились и усилили гонения. Как? Об этом мы узнаем в следующий раз опять же из книги Деяний.
Псалом 99. Богослужебные чтения

Быть верующим не означает быть грустным. Конечно, сравнивая себя с возвышенным эталоном заповедей Божиих, мы, нет-нет, и начинаем печалиться, что не дотягиваем до планки совершенства. Но это не означает, что нужно пребывать в унынии. Об этом как раз и говорит нам псалом 99-й, который звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 99.
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
Псалом 99-й не отличается продолжительностью. Это краткий, но пронзительный, предельно радостный гимн, обращённый к Богу. Царь и пророк Давид ликует от факта обладания верой. Его сердце переполнено радостью от того, что Господь Бог, совершенный и неприступный в плане Своего небесного бытия, тем не менее, присутствует в жизни Давида, явным образом Себя в ней проявляет. Это участие Божие в жизни царя не ограничивалось какими-то почти неосязаемыми, исключительно духовными состояниями.
Давид старался быть настоящим праведником. Он соблюдал заповеди Божии даже тогда, когда это было невыгодно, неудобно, опасно. За это, собственно, его и прозвали пророком. Не потому, что Давид возвещал будущее. Хотя в псалмах есть описание событий, связанных с приходом Спасителя. Пророческое служение в Библии проявляет себя, прежде всего, как служение правде Божией. Господь призывает того или иного человека стать живой совестью народа, быть видимым мерилом нравственности. А ещё библейский пророк находится в послушании у Бога. Но не потому, что боится, а потому, что Господа всем сердцем любит.
Вот и Давид в совсем ещё юном возрасте проявил эту добрую горячность веры, когда увидел, как великан Голиаф и прочие язычники издеваются над верой в истинного Бога. Тогда ещё простой пастух, а не царь, Давид с помощью своей пращи одним ударом победил Голиафа. Не сам по себе, конечно, а с Божьей помощью. Но она-то пришла не автоматически, а в качестве отклика Творца на молитвенное обращение Давида.
И пророк радуется, что может стать в хорошем смысле инструментом в руках Божиих, может при поддержке Господа творить добрые вещи. Давид не стесняется своей радости. Он вообще был человеком эмоциональным. Чего только стоил его танец во время перенесения ковчега Завета — главной святыни Израиля — в Иерусалим! Царь не стеснялся показаться смешным. Он, как ребёнок, прыгал и кричал, ликуя, что Господь не оставил Свой народ. И Давид призывает своих слушателей и читателей разделить с ним радость веры. Или как он пишет: «Славьте Его (то есть Бога), благословляйте имя Его, ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род».
Давид, конечно же, принадлежал к ветхозаветному человечеству. И между заветами Ветхим и Новым очень много различий, но есть и множество схожих черт. Например, всё та же радость от веры. Зачем печалиться, сваливаться в уныние, если Бог рядом, если Он явным образом проявляет Себя в нашей жизни? Конечно, наши грехи, наши промахи не могут не расстраивать. Но пример Давида и иных праведников, допускавших в течение жизни досадные ошибки, пусть укрепят нас. Искреннее покаяние способно вернуть радость общения с Богом. Ведь единственной преградой для участия Господа в нашей жизни является только наша гордость — нежелание Бога впустить в сердце. Поэтому, если есть хоть какое-то, даже самое слабое, стремление у человека призвать Господа, обратиться к Нему искренне, Бог никогда не отвернётся, но проявит Себя, помогая нам очиститься от грехов и наделяя нас не земной, но небесной радостью.
Псалом 99. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 99. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 99. На струнах Псалтири
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы - Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его - с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
«Крыло ангела»

Фото: Guilman / Pexels
Завтра утром моя жена Надежда возвращается из паломнической поездки. На целую неделю ездила она с группой прихожан нашего храма в монастырь Оптина пустынь. Я так соскучился! Несмотря на связь с женой по телефону и интернету, мне очень не хватало живого общения с ней в эти дни.
К завтрашней встрече готовлюсь с вечера. В ближайшей кулинарии купил пирог с Надиной любимой вишней, перемыл посуду... И даже решил вытереть пыль! Когда я делал это в последний раз?.. Ох, задел тряпкой фигурку деревянного ангела! Уронил, крылышко отвалилось... Надя, конечно, не заметит. Но чувствую неприятный осадок в душе: ангела этого подарила нам в день венчания одна пожилая монахиня, и вот сейчас он — с одним крылом... В магазин за клеем идти поздно, ночь на дворе.
Я зажигаю свечу перед иконами и открываю молитвослов. Канон Божией Матери стараюсь читать спокойно, со вниманием... А затем и ангелу-хранителю помолился. Только окончил молитву — и вспомнил: я же шкафчик в ванной чинил не так давно, и должен был остаться суперклей! Ну-ка, посмотрю у Нади в хозяйственной коробочке... Точно, есть!
А утром счастливая Надя вынула из сумочки ещё одну фигурку: гляди, в пару к нашему — ангел Оптинский! И поставила рядом, на ту же полку.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе