Апостолы от 70-ти – так называют учеников Христа, которых Иисус в последний год Своей земной жизни избрал, чтобы нести христианство по свету.
Апостол Прохор был верным учеником и спутником апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Когда апостол Иоанн отправился с миссионерской проповедью из Иерусалима в Малую Азию, с ним по доброй воле пошел юноша-христианин Прохор. Они вместе проповедовали христианское учение в городе Эфес. Во время правления римского императора Домициана апостола Иоанна схватили и отправили в ссылку на отдаленный греческий остров Патмос, который в то время был частью Римской империи. Апостол Прохор вместе с учителем отправился в каменоломни Патмоса.
В поэме Елизаветы Кузьминой-Караваевой «Семь чаш» апостол Прохор понимает, что не случайно его наставник, апостол Иоанн по воле Бога оказался на отдаленном, пустынном острове…
Е.Ю. КУЗЬМИНА-КАРАВАЕВА:
«Подсказывает разум беспокойный,
Что речь твоя – вот клад искомый мною.
Ты много знаешь. Много видел в жизни…
Но и не в этом дело. Не напрасно
Сидишь на острове пустынном годы:
Уверен я – ты голоса здесь слышишь,
Тебя виденья посещают тайно,
И лестницу священную от неба
До волн зеленых ангелы спускают.
Так повтори мне их слова святые:
Изголодалось сердце. В мире жить
Одно лишь значит – непонятным мерить
Такое ж непонятное.»
Однажды, когда апостол Иоанн находился в своей пещере, он услышал обращенный к нему с неба Голос. Перед ним открылось великое и грозное видение.
«И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю», - говорится в Откровении Иоанна Богослова.
Вот и в поэме Елизаветы Кузьминой-Караваевой «Семь чаш» апостолы видят на небе грозные письмена.
Е.Ю. КУЗЬМИНА-КАРАВАЕВА: (МУЖСКОЙ ГОЛОС)
«Гроза идёт. Неразличима чаша
В руках невидимых. Лишь лезвие
Блестящей молнии простор пронзило.
Еще, еще. Весь небосклон исчерчен
Мелькающими быстро письменами…»
Апостол позвал своего ученика Прохора, чтобы тот записывал всё, что он будет диктовать, Так появилась Книга Откровения, или Апокалипсис, Иоанна Богослова, где человечеству впервые были приоткрыты тайны будущей судьбы Церкви и конца мира. По преданию, апостол Прохор писал под диктовку два дня и еще шесть часов…
«О, сердце, о, чистоты нетронутый источник», - с благодарностью говорит в поэме «Семь чаш» апостол Иоанн своему старательному ученику Прохору.
Апостол Прохор стал его достойным преемником. После смерти святого Иоанна Богослова апостол Прохор продолжал обращать язычников ко Христу и принял мученическую кончину в городе АнтиохИя в Малой Азии.
В финальных строках поэмы «Семь чаш» апостол Прохор делится с наставником радостью, которую он обрёл, уверовав во Христа.
Е.Ю. КУЗЬМИНА-КАРАВАЕВА: (МУЖСКОЙ ГОЛОС)
«Мне кажется, что у меня по жилам
Не кровь струится – это серебро,
Что добела расплавлено. Мене больно.
Мне радостно. Как перья крыльев белы
У ангела, и у тебя отец.
И за моей спиною тоже крылья.
Отец, отец, в крылатый мир вступаем,
В мир царственной, священной белизны,
И в солнце мы горим и не сгораем,
Неопалимой Купине причастны,
Крещаемы Огнем Святого Духа».
«Жнецом Господним», как говорится в поэме «Семь чаш» об апостолах, стала и сама ее автор, русская поэтесса Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева.
После революции она эмигрировала из России и в 1932 году в Париже приняла монашеский постриг с именем Мария. Став монахиней в миру, мать Мария всю свою жизнь посвятила христианскому служению людям, неустанно занимаясь благотворительностью. Она организовала в Париже общежитие для одиноких женщин и дом отдыха для выздоравливающих туберкулезных больных, не гнушалась самой трудной работы.
В годы Второй Мировой войны фашисты арестовали мать Марию как участницу Французского Сопротивления и казнили в концлагере. Поэму «Семь чаш» мать Мария написала незадолго до ареста, взяв за основу библейские пророчества о семи чашах гнева Божьего из Апокалипсиса или Откровения Иоанна Богослова. В 2004 году мать Мария была канонизирована Константинопольским Патриархатом как преподобномученица.
С вами была Ольга Клюкина. До новых встреч в авторской программе: «Прообразы: святые в литературе».
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница