В песнопениях и чтениях богослужений Страстной седмицы часто присутствует призыв бодрствовать, сохранять ясность ума, бороться с земным и телесным, быть на молитве.
Так с понедельника по среду на богослужении исполняется один общий тропарь, то есть молитвенное песнопение, раскрывающее сущность события, - "Се, Жених грядет в полунощи".
В переводе c церковнославянского языка на русский он звучит так:
"Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, которого Он найдёт бодрствующим. Недостоин же тот, которого Он найдёт в унынии.
Будь внимательна, душа моя, чтобы не отяготиться сном и не быть преданной смерти и остаться вне затворённых дверей Царства. Но восстань, взывая: Свят, свят, свят, Боже, молитвами Богородицы помилуй нас".
Этот тропарь содержит отсылку к притче о десяти девах, которую вспоминают на вечерней службе Великого Вторника.
Десять дев, подруг невесты, ждут жениха. Пять мудрых запаслись маслом для ламп, а пять неразумных понадеялись, что им хватит и того, что уже есть в светильнике. Стемнело, все задремали. И вдруг дев будят - с минуты на минуту должен придти жених! Мудрые девы долили масла в светильники. А неразумные спохватились, что их лампы потухли. Они попросили мудрых поделиться маслом, но те отказались, потому что жених пока не пришёл и ожидание может затянуться. Девушки с погасшими светильниками убегают, чтобы купить масло, но тем временем двери брачного чертога закрываются, и “неразумные девы” уже не могут туда попасть.
В притче описывается общепринятый в то время ритуал бракосочетания. Жених шёл к невесте в сопровождении друзей и родственников. Процессия пела, танцевала, задерживалась у знакомых и родных. Невеста и её гости ждали у себя, и сколько продлится ожидание не знал никто. Когда жених приближался, невеста с семьёй выходила навстречу. Молодые и гости вместе шли на брачный пир. Двери дома затворялись и опоздавших не впускали.
В это притче содержится пророчество о будущем человечества, в ней иносказательно говорится о грядущем Втором пришествии Христа. В Священном Писании Его часто называют Женихом, а Церковь Христову - Невестой.
Но в то же время, она говорит о правилах жизни для христиан. Мы все званы на брачный пир, то есть в Царствие Небесное. Одни люди, подобно мудрым девам, готовы ко встрече со Спасителем. Собственно, всю свою жизнь они в каждом поступке, мысли или стремлении предстояли перед Ним. А другие, как девы неразумные, то ли откладывали заботу о своей душе "на потом", то ли считали, что сделали достаточно.
Мы знаем о заповедях Божиих и Завете Спасителя о любви к ближнему своему. Но изменила ли эта весть нас? Исполняем ли мы заповеди и меняем ли мы в соответствии с ними свою жизнь? Накопили ли мы в своих светильниках достаточно масла добрых дел и веры?.
Метафоры, которые мы не замечаем
Из школьного курса многие помнят, что есть такое выразительное средство — Метафора. Это скрытое сравнение, которое использует переносное значение слов. Метафора называет один предмет вместо другого, схожего по форме или качеству. Например, огонь горит в прямом смысле, а глаза горят в переносном. Вы, наверное, удивитесь, но мы постоянно используем метафоры в речи.
Мелодия льётся, волна ощущений, взлететь по карьерной лестнице, поплыть на экзамене, стоять в хвосте очереди.
От частого употребления многие метафоры как бы стёрлись, поэтому мы их не замечаем. Однако их употребление влияет на коммуникацию. Метафора помогает более ярко выразить мысль, но может и помешать общению.
Иногда мы чувствуем дискомфорт в разговоре, но не в силах объяснить, почему: вроде бы собеседник не сказал ничего плохого. Однако он просто мог произнести негативные или слишком эмоциональные метафоры, которые вызывают тревогу или уныние. С другой стороны, красивая метафора украсит беседу и поможет погрузиться в море удовольствия от общения.
Давайте же порадуемся богатству нашего языка, создавшего такое прекрасное выразительное средство.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.