
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Вход Господень в Иерусалим — один из двенадцати главных церковных праздников. Что же празднуют христиане в этот день? Обратимся к свидетельству евангелистов.
Близился праздник Пасхи. В этот день иудеи вспоминали Исход из Египта. Торжества длились несколько дней, и в этот период все жители страны стремились побывать в Иерусалимском храме. Христос с учениками также отправился в Иерусалим.
Они остановились недалеко от города, у Елеонской горы, близ селения Вифания. По указанию Христа, апостолы привели к Нему ослицу с молодым ослёнком. Сын Божий сел на осла и направился к Иерусалиму, апостолы пошли следом.
К тому времени в Вифании собралось множество людей, прослышавших о случившемся там чуде — Иисус воскресил своего друга, недавно умершего Лазаря. Весть об этом облетела и весь Иерусалим. Стали говорить, что этот чудотворец и есть предсказанный Спаситель, посланник Божий. Он-то и освободит Израиль от власти Римской империи. Совпадало даже время исполнения пророчеств — праздник Пасхи.
Народ вышел встречать Христа и апостолов. Восторженные люди кричали: «Благословен Грядущий во имя Господне!», «Осанна!», то есть «Спасение» или «слава»!
Они бросали на землю одежды, приветствовали его пальмовыми ветвями.
В Евангелиях для описания пути Спасителя используется старинная форма глагола: Христос не «входит», но «восходит» в Иерусалим. И действительно, тяжела эта дорога для Сына Божия. Несколько раз говорил Он ученикам, что пришло время, когда «Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его... на поругание и биение и распятие». Но даже самые верные и преданные друзья не понимали, не слышали Его.
Понимаем и слышим мы, стоящие на праздничной службе. Церковь словно переносит верующих в самый центр той самой ликующей иерусалимской толпы.
Мы преисполнены радости и благодарности за то, что Господь послал Сына Единородного, чтобы спасти людей. Но также сострадаем тому, что предстоит пережить Христу, который взойдёт на крест за всех нас. Следующую Страстную неделю мы пройдём рядом со Спасителем, будем свидетелями его страданий. В песнопении праздника Входа Господня в Иерусалим Церковь говорит — как же нужно правильно прожить эту самую трагическую неделю года — быть рядом со Спасителем:
«Сегодня благодать Святого Духа нас собрала
И мы все, взяв крест Твой, воскликнем:
Благословен Грядущий во имя Господне!..»
9 сентября. Об Общемосковском Крестном ходе

7 сентября, в день Собора Московских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
По окончании Литургии предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом, посвященным началу Общемосковского Крестного хода.
С XVI века русские цари и московские митрополиты ходили Крестным ходом от Кремля до Новодевичьего монастыря в честь принесения иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, защитницы западных рубежей нашего Отечества. Богоборцы, поработившие на какое-то время нашу страну, прекратили, прервали эту замечательную духовную традицию.
И сегодня в обновлённой России, имея полную свободу совершать богослужения, исповедовать свою веру, мы восстанавливаем этот древний обычай. А почему? Да потому что Крестные ходы свидетельствовали о глубокой вере наших людей, в том числе, конечно, и москвичей, которые возглавили в то время историческое объединение Руси и её борьбу за самостоятельность и независимость.
Всё бы это было невозможно без помощи Божией, которая непременно приходит к тем, кто в молитве пребывает, совершая её за самого себя, за своих родных, близких и, конечно, за Отечество своё.
В наши непростые времена, когда брошен какой-то вызов исторической Руси, многие из нас это хорошо чувствуют, даже знакомясь просто с публикациями в средствах массовой информации, смотря новостные передачи. Действительно, такое впечатление, что кто-то снова пытается разделить Церковь, восставить её народы, российские друг против друга. Ну вот, так уж было неоднократно в прошлом в истории нашего Отечества.
Ну а чем же мы всегда отвечали? Отвечали не только решительными действиями, не только мобилизацией всех сил, не только мужеством в отражении нашествия иноплеменников, но и горячей молитвой к Богу.
Я очень радуюсь сегодня, мои дорогие, что вижу всех вас, ваши лица, по которым уже можно прочитать, что вы душой сопричастны с этим знаменательным историческим событием. Крестный ход — ведь это не только движение, не только прохождение по улицам города. Это выражение нашей готовности совершать прежде всего духовный подвиг, движение, но не по улицам только, а к Богу, к исполнению Его заповедей в нашей жизни. Без искреннего намерения измениться, без нравственного преображения, ведь нет подлинного движения к Богу.
Вот есть ещё нечто очень важное, что хотел бы сегодня сказать. В молитвенных шествиях такого рода издревле участвовали семьями. Семья — это ведь малая церковь. Если она ослабевает, то и жизнь народная ослабевает, то оскудевает и большая церковь.
Нынешний Крестный ход — это, кроме того, ещё и свидетельство того, что Москва — реально православная столица нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О том, почему Господь проповедовал в притчах

В 4-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все».
О том, почему Господь проповедовал в притчах — священник Николай Дубинин.
В Евангелии не раз упоминается о том, что Господь говорит притчами. Что такое притча? Это иносказание, это рассказ, который содержит в себе аналогии из жизни, примеры из жизни, для того чтобы человек по аналогии мог лучше понимать суть произносимого.
И, учитывая, что сами ученики были плоть от плоти того народа, к которому пришёл Христос (это были галилейские рыбаки), то и ученикам Господь наедине разъяснял всё, что Он говорил народу в притчах.
Это форма заботы, когда Господь, ну, буквально три года взращивал своих будущих апостолов, чтобы они пошли в мир и имели вот этот навык проповедования, в том числе в образах и притчах, для простого народа.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О свидетелях о Христе

В 13-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «При устах двух или трёх свидетелей будет твёрдо всякое слово».
О свидетелях о Христе — игумен Назарий (Рыпин).
Апостол Павел говорит нам о реалиях ветхозаветного ещё закона или, скажем, реалиях делопроизводства судебного, которое производилось в Ветхом Завете. То есть если кто-то на кого-то свидетельствовал, обвиняя кого-то в чём-либо, то должно было быть два или три свидетеля, чтобы подтвердить его слова как истину.
А в силу того, что он в третий раз пришёл к коринфянам, обличая их в неких прегрешениях, то об этом он и говорит, что вот, даже в законе говорится, что при двух или трёх свидетелях будет твердо всякое слово; если по-русски, то тем самым его обличение, они тоже имеют особую силу в данном случае, потому что он приходит уже в третий раз свидетельствовать им.
Но для нас важно, чтобы мы не были ложными свидетелями, потому что зачастую это свидетельство, которое даётся нам от Бога, тоже подтверждено очень многими свидетелями. Это и святые: лик апостольский и сонм святых, поэтому важно укореняться в принятии Слова Божия, потому что оно для нас засвидетельствовано именно очень многими свидетельствами, чудесами, знамениями и имеет огромный авторитет в нашей с вами христианской духовной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема