
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Вход Господень в Иерусалим — один из самых заметных церковных праздников, он словно вырывается за пределы храмов, выплёскивается в обычную жизнь. В день Входа в Иерусалим далеко за пределами храма можно заметить бабушек, продающих тугие связочки вербы, или столкнуться с людьми, несущими эти пушистые букетики.
Вербное воскресенье — так ещё называют на Руси праздник Входа Господня в Иерусалим. По традиции, в сам праздник, а также накануне, на субботней вечерней службе, в храмах освящают ветви вербы. Верба в наших краях заменяет верующим пальмовые листья.
Пальма на Ближнем Востоке издревле символизировала жизнь, победу, праведность и чистоту. В Древней Греции, а потом и в Римской империи, процессии с пальмовыми ветвями приветствовали полководцев-победителей. Именно поэтому жители Иерусалима встречали Христа с пальмовыми ветвями — ведь они ждали великого царя, который избавит страну от господства Рима, возвысит Израиль и его народ. Но они ошибались, «Царство Мое не от мира сего» — так говорил сам Иисус. Спаситель видел радость тех, кто встречал Его, но знал, как скоро всё изменится. Как вместо восторженных приветствий раздастся общий гул — «распни его!..»
Самое ранее описание праздника Входа Господня в Иерусалим встречается в воспоминаниях паломницы Эгерии. В четвёртом веке она посетила Святую Землю. Эгерия рассказывает, что в праздничное воскресенье, после обеда, верующие шли торжественной процессией от Елеонской горы к храму Воскресения Господня. Все несли пальмовые и масличные ветви, пели песнопения с рефреном: «Благословен Грядущий во имя Господне». Возглавлял процессию епископ Иерусалима верхом на осле — по подобию Самого Спасителя. К седьмому веку праздник Входа Господня в Иерусалим стал общехристианским.
Так почему же христиане празднуют этот день? Почему приходят в храмы с вербой или пальмовыми листьями? Пальма — это ещё и символ вечной жизни. Да и наша распускающаяся с приходом тепла верба — яркий образ победы жизни над смертью.
В день праздника Входа Господня в Иерусалим на богослужении в храме мы мысленно возвращаемся в Евангельские времена. Верующие встречают незримо грядущего в Иерусалим Сына Божия. Он идёт отдать за людей свою жизнь и тем самым — открыть нам двери в Царство Небесное. При этом мы знаем, что после крестных мук и смерти Спаситель воскрес, величайшее чудо свершилось. Поэтому мы встречаем Христа как Победителя, который сокрушил ад и уничтожил смерть.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











