
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Вход Господень в Иерусалим — один из самых заметных церковных праздников, он словно вырывается за пределы храмов, выплёскивается в обычную жизнь. В день Входа в Иерусалим далеко за пределами храма можно заметить бабушек, продающих тугие связочки вербы, или столкнуться с людьми, несущими эти пушистые букетики.
Вербное воскресенье — так ещё называют на Руси праздник Входа Господня в Иерусалим. По традиции, в сам праздник, а также накануне, на субботней вечерней службе, в храмах освящают ветви вербы. Верба в наших краях заменяет верующим пальмовые листья.
Пальма на Ближнем Востоке издревле символизировала жизнь, победу, праведность и чистоту. В Древней Греции, а потом и в Римской империи, процессии с пальмовыми ветвями приветствовали полководцев-победителей. Именно поэтому жители Иерусалима встречали Христа с пальмовыми ветвями — ведь они ждали великого царя, который избавит страну от господства Рима, возвысит Израиль и его народ. Но они ошибались, «Царство Мое не от мира сего» — так говорил сам Иисус. Спаситель видел радость тех, кто встречал Его, но знал, как скоро всё изменится. Как вместо восторженных приветствий раздастся общий гул — «распни его!..»
Самое ранее описание праздника Входа Господня в Иерусалим встречается в воспоминаниях паломницы Эгерии. В четвёртом веке она посетила Святую Землю. Эгерия рассказывает, что в праздничное воскресенье, после обеда, верующие шли торжественной процессией от Елеонской горы к храму Воскресения Господня. Все несли пальмовые и масличные ветви, пели песнопения с рефреном: «Благословен Грядущий во имя Господне». Возглавлял процессию епископ Иерусалима верхом на осле — по подобию Самого Спасителя. К седьмому веку праздник Входа Господня в Иерусалим стал общехристианским.
Так почему же христиане празднуют этот день? Почему приходят в храмы с вербой или пальмовыми листьями? Пальма — это ещё и символ вечной жизни. Да и наша распускающаяся с приходом тепла верба — яркий образ победы жизни над смертью.
В день праздника Входа Господня в Иерусалим на богослужении в храме мы мысленно возвращаемся в Евангельские времена. Верующие встречают незримо грядущего в Иерусалим Сына Божия. Он идёт отдать за людей свою жизнь и тем самым — открыть нам двери в Царство Небесное. При этом мы знаем, что после крестных мук и смерти Спаситель воскрес, величайшее чудо свершилось. Поэтому мы встречаем Христа как Победителя, который сокрушил ад и уничтожил смерть.
Псалом 39. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;
3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;
4 и вложил в уста мои новую песнь - хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.
5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.
6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас - кто уподобится Тебе! - хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число.
7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши*; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.
8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:
9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.
10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.
11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.
12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,
13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.
14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.
15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!
16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: "хорошо! хорошо!"
17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: "велик Господь!" 18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты - помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.
8 сентября. Об отличительных признаках апостолов

В 12-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Признаки апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами».
Об отличительных признаках апостолов — епископ Черняховский и Славский Николай.
Апостол — это тот, кто послан на проповедь. Апостол должен быть таким, чтобы люди ему поверили. И признак апостольства, о котором говорит апостол Павел, — соответствие проповеди и жизни апостола. Если он проповедует любовь, но не имеет любви, или если он проповедует силу Божию, но слаб в молитве, если он проповедует терпение и смирение, а сам горд и нетерпелив, то он лжец. Ему не поверят.
Неудивительно, что и сейчас отношение к священнику, как к проповеднику, зависит от его дел, от его жизни. Но не только священники и епископы несут апостольское служение в нашей Церкви.
Наша Церковь — апостольская, так говорится в Символе веры. Это означает, что она основана апостолами, но это же означает, что каждый христианин призван к апостольству.
Некоторые не умеют хорошо сказать, но каждый может проповедовать своей жизнью. Любовь к ближнему, твердая вера, смирение, терпение — это признаки современного апостольства, к которому призван каждый из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 сентября. О почитании Владимирской иконы Божьей Матери

Сегодня 8 сентября. Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в 1395 году.
О почитании Владимирской иконы Божьей Матери — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Владимирская икона Пресвятой Богородицы является одной из самых почитаемых святынь нашего Отечества. С ней неразрывно связана судьба Русской Православной Церкви и нашего народа.
К ней обращались благочестивые предки в самые тяжёлые дни испытаний, и когда на Москву надвигался хан Тамерлан и хан Золотой Орды Ахмат, а также хан Мехмед Гирей. Не забыли верующие люди этот образ и в годы Великой Отечественной войны, когда к Москве подступали фашистские захватчики. К Царице Небесной наш народ обращался всегда на всём протяжении христианской истории на Руси.
Владимирский образ Божией Матери, написанный, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, обращает наш взор к самому началу новозаветной истории, делая молящихся духовно сопричастными Богородице, Которой Господь верил в лице Иоанна Богослова всех христиан.
Наш народ на деле убедился в силе заступничества Девы Марии, поэтому святой Её Владимирский образ как символ присутствия и покровительства Божьей Матери Русской земле будет вдохновлять наш народ жить по вере, в благочестии и силе Духа.
Все выпуски программы Актуальная тема