Недавно я еще раз наткнулся на вопрос «зачем мне вера в Бога? Что она меняет?». Меняет она, конечно, все, но беда в том, что сам вопрос поставлен с головы на ноги. Бог — это не тот, о ком мы спрашиваем зачем Он. Это Тот, кто спрашивает у нас. Мы дадим Ему отчет за нашу жизнь.
Мы часто исходим из того, что в нашей жизни мы хозяева и никому не подотчетны; и если мы и обратимся к Богу, то потому, что это зачем-то понадобится нам, будет служить каким-то нашим целям и желаниям. Это ужасная ошибка, которая лежит в основании всех наших ошибок. Мы не сами себя создали, и не мы создали мир, в котором мы живем. Наша жизнь — это дар, все, что у нас есть — время, здоровье, таланты, способности — даровано нам Богом. Наступит момент, когда от нас потребуют отчета в том, как мы этим воспользовались.
Мы должны обратиться к Богу, потому что именно Он — законный Владыка нашей жизни. Именно Он поставил нас наместниками на земле, наделил нас властью принимать самостоятельные решения и менять реальность вокруг нас. И причина всех наших зол и бед — и личных, и общественных, и мировых — в том, что мы захотели быть не наместниками, а независимыми владыками.
Пока мы не признаем это, мы находимся в состоянии измены и мятежа против нашего законного Владыки — и законного Владыки всего мироздания. Поэтому вопрос стоит не «зачем мне». Вы же спрашиваете, живя в чужой квартире, «зачем мне хозяин квартиры». Если Вы на какое-то время вообразили, что квартира — Ваша, и сделали с ней что-то, что не понравится ее хозяину, Вам стоит подумать о том, как помириться с ним.
Но наша проблема — серьезнее, чем проблема недобросовестного арендатора. Бог — единственный источник жизни, любви, радости, любого блага, которое только может быть. Уходя от Него, мы уходим «во тьму внешнюю».
Так что вопрос стоит не о том, «зачем мне Бог», а о том, «как мне примириться с Богом, восстановить с Ним правильные отношения». Бог дает нам такою возможность через Иисуса Христа, который умер за наши грехи и воскрес из мертвых.
Все, чем мы согрешили, все, что мы сделали худого, все нарушенные нами обязательства — за все это Христос понес осуждение вместо нас, когда Он умер на Кресте.
Мы можем покаяться — признать в Нем нашего подлинного Владыку и передать нашу жизнь Ему — и уверовать, то есть возложить на Него нашу надежду вечной жизни. Через покаяние и веру мы обретаем примирение с Богом и вечную жизнь. Эта вечная жизнь начинает проявлять себя уже здесь, на земле, и жизнь всякого, кто искренне обратится ко Христу, глубоко меняется. Жизнь не становится раем — но она становится гораздо более осмысленной, наполненной, здоровой и счастливой. Но обратиться к Богу надо не потому, что наша жизнь станет лучше (хотя она станет) А потому, что наша жизнь по праву принадлежит Ему.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.