Я люблю приходить в храм — и слышать непривычный церковно-славянский язык. Странный, местами тяжеловесный. Но неизменно наполняющий меня чувством почтения к тому, что я слышу. И мне не хотелось бы вместо «хлеб наш насущный дашь нам днесь» обращаться к Богу: «хлеб наш насущный подавай нам на каждый день». Смысл-то, конечно, не меняется, но звучит как-то плоско и… мелко что ли. Глубины не хватает. А если не всё в тексте службы понятно, так надо просто чаще в храм ходить.
Я люблю на службах стоять. Это как будто помещает меня в совершенно непривычные условия. Всё это так непохоже на нашу обычную жизнь. И мне кажется, в этом и заключается смысл . Жизнь внутри Церкви должна в корне отличаться от привычной нам светской жизни. Она должна быть чем-то принципиально иным.
У меня есть знакомые, которые до своего прихода в Православие, были протестантами. И я помню, как рьяно они не принимали устои Православной Церкви, потому что в ней, дескать, всё как-то архаично и непонятно. Не как в жизни. Но зато у них на молитвенных собраниях всё, наоборот, как в жизни: и язык современный, и никаких странных одежд священников, и музыка под рояль и гитару, и мотив простой и популярный, и всё весело. Их это устраивало. Получалось, что вот есть жизнь, а в ней учёба, мода, культура, общение, друзья — и вера в Бога. Как ещё один сегмент. И этот сегмент нужно аккуратно вписать в целое, но без ущерба для этого целого: то есть, для своих привычек и своих представлений о том, как нужно…
Потом, придя к Православию, эти же друзья говорили, что в православной вере их привлекло как раз обратное: непохожесть на обычную жизнь. В какой-то момент они задались как раз этим вопросом: если вера - такая же как жизнь, то зачем вообще нужна эта вера? Ведь не жизнь должна определять, какой быть твоей вере, а наоборот, вера должна определять, какой быть твоей жизни.
Странность Православной культуры с её церковно-славянским языком, облачениями священников, символическим богослужением - это наш шанс подняться над нашей обыденной жизнью. Вырваться из неё. Подумать не о сиюминутном, а о вечном. На тёплом и уютном диване или в концертом зале не очень-то приходят мысли о спасении души, о своих грехах, о том, что будет со мной после смерти. Если и в храме тоже поставить тёплый уютный диван или сделать храм похожим на концертный зал, то зачем тогда такой храм? Христос заповедовал нам быть «не от мира сего». Конечно, у этих слов множество смыслов. Но это в том числе и объяснение, почему в Церкви всё так странно и непохоже на обычную жизнь.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.