
Фото: Nicola Fioravanti / Unsplash
Вторая, третья и четвёртая субботы Великого поста имеют особое значение. Их называют «родительскими». Это дни всеобщего поминовения умерших.
Самая большая трагедия нашей жизни — это расставание с любимыми и дорогими людьми. Смерть — предельная земная разлука. Мы теряем человека, кажется, безвозвратно, навсегда. Особенно горько, если смерть случается внезапно, если мы не успели попрощаться, разрешить все недоумения, простить друг другу. Но Церковь говорит нам, что разлука эта временна. Сын Божий умер и воскрес для того, чтобы все мы тоже вошли в жизнь вечную.
Собственно, сама Церковь объединяет живых и усопших, ведь для Бога все живы. Воссоединение Церкви Земной и Церкви Небесной происходит на Божественной литургии, в таинстве Евхаристии и Причастия.
Но Великий пост налагает особые правила: так, полная литургия совершается только в субботу и воскресенье, не служатся обычные поминания: ни панихиды, ни сорокоусты. Три родительских субботы призваны восполнить этот недостаток. Это сделано для того, чтобы не лишать умерших попечения Церкви. Ведь они уже не могут молиться Господу за себя и за других. Не могут исповедаться и получить прощение грехов. Только молитвы ныне живущих могут помочь им. Поэтому важно не только подать милостыню в этот день или угостить кого-то конфеткой «за помин», но и участвовать в самом богослужении.
Молитва об усопших — это одна из форм милосердия. Только она направлена на тех, кто в высшей степени беспомощен и бессилен. Это жест любви, лишённой какой бы то ни было корысти. Так мы учимся любить не только тех, кто рядом, но и тех, кого с нами нет. Впрочем, сердечная искренняя молитва создаёт новую живую связь с усопшими. Мы снова и снова пересматриваем свои взаимоотношения с умершими и извлекаем уроки. Это может быть запоздалое раскаяние, прощение, примирение, благодарность.
Святитель Иоанн Златоуст говорил о молитве об умерших: «Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыня: всё это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга».
Действительно, вдруг оказывается, что эта молитва была нужна и нам самим: она помогает утолить чувство утраты, вины или обиды. Тем самым мы обретаем надежду, что и сами можем быть прощены, что Господь будет милосерден и к нам. Мы заново для себя открываем, что главное наследие по себе, которое мы можем оставить друзьям и детям, это память о любви.
Великий пост — самое время воплотить эту любовь: простить и примириться. А самое главное — помочь делом, поддержать, утешить. Не только близких, но и тех, кто обижен обществом или забыт государством. Так мы исполним самую главную заповедь Господню — «возлюби ближнего как самого себя».
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема