
Город Благовещенск - торговый центр Приамурского края считался резиденцией золотопромышленного короля Василия Левашова. Выходец из крестьян Владимирской губернии он приехал на Амур в самый разгар золотой лихорадки. В то время практически все жители Благовещенска, без оглядки на свою основную профессию занимались золотодобычей. Учителя, врачи, адвокаты, сапожники вступали в жестокую борьбу за драгоценный металл. Левашов тоже решил попытать счастья. Вместе с купцом Ельцовым он создал товарищество, открыл 32 прииска и стал одним из самых богатых людей города.
Женой Василия Андреевича была женщина, которую знал и любил весь Благовещенск. Не имея детей, Ольга Мартыновна всё свободное время отдавала благотворительности и помогала простым людям. Она содержала сиротский приют, присматривала за домами призрения, была видным лицом общества Красного Креста и привлекла к этой работе супруга. Василий Андреевич активно включился в общественные и благотворительные дела. Левашов был участником и попечителем разных комитетов и обществ. Его – ставшего со временем потомственным почётным гражданином Благовещенска - несколько раз выбирали гласным городской думы. Основной сферой приложения сил и средств супругов Левашовых стало развитие народного образования и духовных учреждений.
Василия Андреевича назначили почётным блюстителем духовной семинарии Благовещенска и училища при ней. Он профинансировал строительство двухклассной Никольской церковно-приходской школы, вложив в него 23 000 рублей. Позже Василий Андреевич и Ольга Мартыновна основали в этом учебном заведении специальный фонд, проценты с которого шли на жалованье педагогам.
Финансировали Левашовы и школу, где бесплатно училось почти двести девочек из самых бедных семей города.
Ольга Мартыновна была почётной попечительницей женского Епархиального училища, которое тоже строилось на средства супругов и обошлось им в фантастическую по тем временам сумму – 110 000 рублей. Левашова до конца жизни помогала воспитанницам училища. Привезла для них из Москвы, рояль и пианино, оснастила кабинет физики, собрала хорошую библиотеку, купила швейные машинки для мастерской и даже граммофон. Девочки жили в здании училища на полном пансионе. Их готовили к педагогической деятельности. И спрос на выпускниц этого заведения был очень высоким. Директора школ всего Дальнего Востока мечтали иметь у себя в учителях прекрасно обученных и любящих свою работу молодых педагогов.
В 1907 году Левашовы построили при Епархиальном училище каменный пятиглавый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В нём Ольгу Мартыновну отпевали спустя пять лет. В нём и похоронили. Весь город пришёл проводить в последний путь женщину, которая сделала столько добра людям.
Дальнейшая судьба Василия Андреевича сложилась вполне удачно. Он женился во второй раз, стал отцом двоих сыновей. Продолжал благотворительную работу: строил церкви на своих приисках, был директором попечительного комитета о тюрьмах, опекал училища, материально помогал неимущим, заботился об их детях. Золото Левашова шло на пользу и людям и городу. Революция положила этому конец. В 1922-ом году Василий Андреевич умер. Следы его семьи затерялись в эмиграции.
А дом, в котором когда-то жили Левашовы, сохранился. Сейчас там находится областной центр эстетического воспитания детей. И это символично. Ведь во многом благодаря Василию и Ольге Левашовым Благовещенск стал культурно-просветительским центром Приамурья. Да и сама история меценатства края началась с этих людей, для которых прежде всего были важны ценности духовные.
Спасо-Преображенский кафедральный собор — Димитровград

Преображенский кафедральный собор Димитровограда, города в Ульяновской области, был построен совсем недавно — в 2007 году. Однако, история его уходит корнями в девятнадцатый век, в то далёкое время, когда на территории современного города находилась деревенька Мелекесс. В 1859 году она стала селом, поскольку здесь появился первый деревянный храм. Его посвятили Николаю Чудотворцу.
По праздникам маленькая церквушка не вмешала молящихся и жители Мелекесса решили поставить ещё одну, на этот раз каменную. Главным жертвователем стал купец первой гильдии Николай Масленников. Он не только оплатил материалы и работу мастеров, но и отдал свой дом для проживания духовенства.
В 1879 году каменный храм освятили и он также получил имя Николая, Угодника Божия. Десять лет в Мелекессе существовало два Никольских прихода. Деревянную церковь в народе называли Староникольской, а каменную — Белой. Оштукатуренные стены заботливо белили весной и осенью и храм неизменно сохранял праздничный вид.
В 1889 году деревянный храм сгорел при пожаре. Белая церковь стала центром общественной жизни Мелекесса. При ней открылась школа и заработала библиотека. В день памяти святителя Николая, 19 декабря, в селе устраивали ярмарку, на которую съезжалось множество гостей из окрестных деревень. Празднование совершалось каждую зиму вплоть до революции 1917 года. Безбожники, захватившие власть в России, закрыли Никольскую церковь, а в 1939-м — снесли. Там, где стоял Белый храм, устроили парк.
Но через шестьдесят лет верующие получили разрешение возродить утраченную святыню. Первые молебны служили под открытым небом на месте снесённой церкви. В двухтысячном году в парке поставили часовню во имя Казанской иконы Божией Матери, а ещё через семь лет здесь возвели великолепный кирпичный храм в честь праздника Преображения Господня. За яркий цвет стен его называют Красным.
Мелекесс к этому времени получил статус города и новое имя — Димитровград. В 2012 году он стал центром Мелекесской православной епархии. Кафедральным, то есть главным её собором считается Спасо-Преображенский храм — Красная церковь, что выросла на месте утраченной Белой в самом сердце города.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Счетоводы чужой любви. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Однажды я мысленно осудила приятельницу за недостаток любви. Мы давно не виделись до этой встречи. Полтора года назад она вышла замуж, и сейчас рассказывала мне, как обживается в новой семье, на новом месте, как привыкает к особенностям супружеской жизни, как они с мужем придумывают друг другу ласковые прозвища и вместе ходят на концерты. Среди прочего знакомая обмолвилась:
— Я ненавижу убирать в квартире. Идеальный порядок мне не нужен, а муж и сам всё умеет.
Я ничего не сказала, но в глубине души стала порицать её. Муж ведь приходит домой с работы голодный, уставший, а она ... Может быть, и готовить тоже не любит?
— Готовить тоже не люблю! -— сказала знакомая, упредив мой вопрос, -— еда всегда в холодильнике, можно разогреть. К тому же муж готовит гораздо лучше меня.
«Точно, -— подумала я, -— только о себе думает. И ленивая. Мало в ней любви, любовь бы справилась с ленью».
Наверное, осуждение, кипевшее внутри меня, проявилось на моём лице. Девушка опустила глаза и погрустнела. Видимо, сама понимала, что недостаточно уделяет мужу внимания. А потом проговорила полушёпотом:
— Мы полгода назад ребёнка потеряли.
И тут уже стыдно стало мне. Ведь я всерьез осудила её: что не хватает любви у девушки, не умеет любить. А у неё просто не хватало физических и душевных ресурсов на быт, потому что ещё не оправилась от тяжёлой потери. Ведь и так поддерживала мужа, как могла: добрым словом, улыбкой, лаской. Давала столько любви, сколько могла, а иногда и больше, чем могла.
Внезапно пришло осознание: грешно, преступно быть счетоводом чужой любви. Указывать другим, как правильно или неправильно любить, считать, мол, этот любит больше, эта -— меньше и наоборот... Любовь -— самое святое и настоящее, что есть в человеке. Но мера и способы проявления любви у каждого свои. Вспомнила историю о двух лептах вдовы из Евангелия от Луки. Наверное, те фарисеи, что смотрели, как она опускает в сокровищницу две лепты, тоже думали про себя, что недостаточно у бедной женщины любви, только о себе и думает.
Так Господь научил меня, как важно не считать чужие душевные и духовные богатства. Лучше обратиться к своим. И как можно чаще пополнять Божественную сокровищницу.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
23 октября. О взаимоотношении Лиц Святой Троицы

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
О взаимоотношении Лиц Святой Троицы – епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема