Когда святой Нестор Летописец составлял свою знаменитую «Повесть временных лет», он отнюдь не ограничивался одними только историческими свидетельствами, и часто позволял себе некоторые ремарки, которые уникальный памятник древнерусской литературы донёс до нас и которые не утратили своей актуальности и теперь. Например, такая: «Кто часто читает книги, тот беседует с Богом». Нестор, конечно, имел в виду книги духовные, и, прежде всего, Евангелие, но главной сути это не меняет, а наоборот, только подчеркивает её. Как подчёркивают духовный смысл человеческого существования и все остальные изречения великих святых, собранные диаконом Георгием Максимовым в книге «Святое слово Древней Руси».
Конечно, сборник любопытен и привлекателен уже только потому, что он даёт шанс соприкоснуться с мыслью, идущей из глубины веков. Сам тон изречений, или, как сегодня сказали бы, «формат», построение в них предложений, звучание слов – погружают читателя в то далёкое и загадочное время, когда Русь, можно сказать, совсем недавно утопила в Днепре деревянных идолов, и всем своим существом устремилась к свету истинной веры, открывая неведомые прежде духовные и нравственные горизонты.
Их краткое и глубокое изложение мы и находим в сборнике «Святое слово Древней Руси»: «Кто в беде помощь принял, да не смеет забыть сотворившего ему добро»; «Прощайте всякому человеку, а не воздавайте злом за зло»; «Не злобствуйте и не смейтесь ни над кем» - для бывших язычников, живших по закону кровной мести, это была новая мораль, делавшая их жизнь осмысленной. Для нас же сегодняшних, чего греха таить, за тысячи лет такие простые принципы немного подзабывших, это, возможно, шанс переосмыслить своё отношение к окружающим и самому себе.
И, конечно, возможность получить радость и пользу от чтения – ту самую, о которой говорил Нестор Летописец. Ведь «Святое слово Древней Руси» остаётся таким и в России современной.
С вами была программа «Литературный Навигатор» и её ведущая Анна Шепелёва. Держитесь правильного литературного курса!
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Давиденко

У нас в гостях был клирик храма Вознесения Господня на Большой Никитской улице в Москве, тюремный священник при СИЗО № 7 протоиерей Алексей Давиденко.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и священническому служению, почему в начале 2000-х годов он оставил свою мирскую профессию и пошел учиться в семинарию, а также разговор шел об особенностях тюремного служения священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Проводники помощи». Екатерина Титова, Валентина Федькив
Гостьями программы «Делатели» были сестры милосердия, кураторы социальной деятельности в центральном федеральном округе от Синодального отдела по благотворительности Екатерина Титова и Валентина Федькив.
Наши гостьи поделились своими необычными историями прихода в сферу социального служения. Разговор шел о том, в какой помощи зачастую нуждаются люди, почему многие боятся попросить о самом необходимом, а также каким образом Церковь участвует в благотворительных инициативах.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».