Если стоять спиной к Соборной площади Соликамска, то налево, на улице Всеобуча, расположен Крестовоздвиженский храм. Он является парным храмом Троицкого собора и рассчитан был на зимнее богослужение.
В конце XVII века, когда Соль Камская, играя ведущую роль в жизни Урала, достигла зенита своего развития, в ней развернулось большое каменное строительство. Пережив в течение двух с лишним веков несметное количество пожаров, жители города решили почти полностью отказаться от деревянных построек. В первую очередь, естественно, из камня и кирпича стали делать храмы.
Крестовоздвиженский собор возводили одиннадцать лет исключительно на средства соликамцев и освятили 25 июля 1709 года при стечении всех горожан. Престолы храма были освящены во имя Воздвижения Креста Господня, святителя Стефана, епископа Великопермского, и иконы Божией Матери «Знамение». Собор огромный - 60 на 26 метров. Поставлен он в низине, на самом берегу реки Усолки. Зодчие учли непрочность грунта и уложили фундамент на продольные лежни забитых в землю свай. Храм расположен на подклете, в котором был устроен винный подвал и «палатки для складки купеческих товаров». Выходы из них были прямо на Усолку, для удобства разгрузки судов, которыми эти товары доставлялись.
Собор одноэтажный и одноглавый. Декоративное оформление стен выполнено из лекального и фигурного кирпича и по свидетельствам специалистов, многие детали не имеют аналогов в древнерусском зодчестве.
Внутри собор был украшен стенной живописью с традиционными сюжетами – Рождество, Сретение, Богоявление, Тайная вечеря.
Иконостасов было три – по количеству приделов. Наиболее чтимые иконы переносили из зимнего собора в летний одновре́менно с переносом службы. На иконах этих были старинные венцы, предположительно греческой и венецианской работы, с камнями и финифтью. Один из них – с крупными жемчугами.
Отмечается, что Крестовоздвиженский собор был особенно богат, среди прочих соликамских храмов, напрестольными крестами. Была в нем и замечательная деревянная скульптура, часть которой вывезена в Пермь и хранится в художественной галерее. Всё остальное безвозвратно утрачено.
За свою историю Крестовоздвиженский собор много страдал от наводнений, пожаров и ураганов. Но самый страшный урон нанесла советская власть. Закрыли его в конце 20-х годов. В 39-м возник вопрос об аренде храма учреждением системы ГУЛага - «Усольлагом» под амбулаторию и больницу. Планировалось сделать внутреннее перекрытие и пробить окна для второго этажа. Был отправлен запрос в Москву. Но музейно-краеведческий отдел Наркомпроса не разрешил нарушений стен. Тогда Соликамский горисполком зашел с другой стороны. Здание собора выбрали для размещения пивзавода. 16 июня 40-го года проект был одобрен. Пивзавод располагался в соборе довольно долгое время – до середины 90-х. От его эксплуатации произошел размыв фундамента, здание получило четко выраженный наклон в сторону Усолки и на фасаде появились трещины.
Напомню, что Крестовоздвиженский храм Соликамска находится на улице Всеобуч, что означает «всеобщее обучение». Вот так и обучали относиться к истории своей страны и к вере своих отцов.
Но, всё хорошо, что хорошо кончается. В наше время началось восстановление храма. Укрепили фундамент, восстановили кровлю трапезной и главы храма. Есть надежда на дальнейшую реставрацию. Храм пока не действует, но работы продолжаются, а вместе с ними и православная жизнь.
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.