В Подмосковье много живописных мест. Одно из них находится на севере области, в двенадцати километрах к югу от Дмитрова, в старинном поселке Деденево. По преданию на этих землях в конце 13 века во время сражения был убит ордынский полководец хан Дедень. А село, которое выросло тут позже, получило имя Деденево. С конца 17 столетия село принадлежало старинному дворянскому роду Головиных. Здесь расположилась их усадьба. В 1852 году Анна Гаврииловна Головина с сыном Гавриилом Павловичем решили основать в своем имении монастырь. На тот момент в Деденево уже стоял грандиозный храм Спаса Нерукотворного, в котором были собраны фамильные святыни Головиных, в том числе Влахернская икона Богоматери. Вокруг Спасской церкви и выросла одноименная обитель. Анна Гаврииловна приняла в ней монашеский постриг, а затем схиму. После ее смерти земли усадьбы закрепились за монастырем. А сын графини, Гавриил Павлович до конца своей жизни заботился о монастыре и следил, чтобы его насельницы ни в чем не нуждались.
Обитель росла год от года, и стала называлась Спасо-Влахернской, в честь чудотворного Влахернского образа Богоматери. Сестры занимались иконописью, трудились в швейной мастерской, ловили рыбу в монастырском пруду и даже подковывали лошадей. К началу 20 века обитель в Деденево была одной из самых благоустроенных в Московской епархии. В то время в монастыре подвизалось около трехсот сестер. В обители находились иконы, по преданию написанные Андреем Рублевым: образ Спаса-Нерукотворного, Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» и образ Владимирской Богоматери. Также сюда приходили богомольцы, чтобы поклониться чудотворному образу Спасителя в терновом венце, в простонародье его называли «Спас Беленький». Икона представляла собой барельеф, в центре которого в углублении располагалась глава Иисуса Христа в терновом венце. По легенде перед этой иконой исцелились две слепые от рождения девочки.
В конце 19-го - начале 20 века в монастыре шло активное строительство. Рядом со Спасским храмом выросла отдельно стоящая высокая колокольня. Позже ее соединили с церковью. В 1910 году на месте ветхой деревянной часовни в честь иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской, построили новую каменную часовню. Спустя годы ее переделали в приходскую церковь в честь иконы Богоматери Нечаянная Радость. Она сильно пострадала в советское время и требует ремонта.
Участь третьего храма обители еще более печальна. Красивая деревянная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского сгорела перед Великой Отечественной войной. Ныне вблизи Спасского собора стоит современный храм Димитрия Солунского. В 2001 году в нем провели первое богослужение, а еще через год здесь поместили мощи небесной покровительницы Деденева, преподобноисповедницы Параскевы. Параскева Матиешина родилась в Подольской губернии и ступила на монашеский путь в 19 лет. Через некоторое время она оказалась в Деденево. Параскева была высоко образована и крестьяне попросили, чтобы она обучала их дочерей церковному пению и чтению книг на церковно-славянском языке. Параскева показала себя как талантливый педагог, и скоро это заметил Дмитровский епископ Серафим. Он вызвал ее из монастыря и определил заниматься миссионерской деятельностью. С тех пор Параскева служила диаконисой в Казанском храме Дмитрова и обучала детский хор. В 1930 году за церковную деятельность ее выслали в Казахстан. Ссыльные называли ее "сестрой" и приходили за советом и утешением. После Казахстана бывшая монахиня жила в Астрахани, а затем вернулась в Дмитров. В последние годы жизни она тяжело болела. Матушка Параскева Матиешина скончалась в возрасте 64 лет и была прославлена в лике преподобноисповедницы. Ныне ее святые мощи почивают в Спасо-Влахернской обители.
Сейчас, глядя на монастырь, с трудом верится, что в середине прошлого века он был до основания разрушен. Хотя, безусловно, еще многие здания предстоит восстановить.
Совсем недавно случилось очень важное для обители событие - сюда вернулась чудотворная икона Божией Матери «Влахернская». В годы, когда монастырь был закрыт, святыня хранилась в музее и теперь снова стала доступна для поклонения.
Напомним адрес Спасо-Влахернского женского монастыря: Московская область, Дмитровский район, поселок Деденово.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер