История христианского мученичества и исповедничества в Крыму – это не только события седой древности. Примерами жестокости и святости полон и недавно прошедший 20-й век.
Среди тех, кто перед лицом смерти не отрёкся от Христа – священномученик Димитрий Игнатенко, тяжелая, но славная жизнь которого тесно связана с Крымом.
Дмитрий Феофотович Игнатенко родился 17 июля 1872 года в селе Аготманы Запорожской области в семье священника. Пойдя по стопам отца, после окончания Киевской духовной академии в 1898 году принял священнический сан. По распределению попал в Таврическую епархию. Здесь у него и его супруги Елизаветы родились два мальчика и девочка. Преподавал в Симферопольском духовном училище географию, историю и церковный устав, служил в Петропавловском соборе, заведовал епархиальной канцелярией. Жизнь складывалась спокойно и размеренно. Пока в 1917 году в Крым не пришли большевики. Новая власть не была лояльна по отношению к Церкви, а со временем стала и вовсе враждебной.
Впервые протоиерея Димитрия арестовали в 1922-м. Вместе со своим епархиальным архиереем, будущим священномучеником Никодимом Кротковым, он предстал перед пролетарским судом по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей. Показательный суд вынес приговор – 3 года исправительно-трудовых лагерей. Однако вскоре отец Димитрий был амнистирован в связи с 5-й годовщиной революции и вернулся в Симферополь.
В 1926 году последовал новый арест. В доносе уполномоченного Петра Грязнова обозначалась вина священника: «Призывал прихожан к милосердию, чтобы в нечеловеческих условиях, в которые их поставила новая власть, оставаться православными и ради Воскресшего Христа обратить своё внимание на братьев, томящихся в темнице, и по мере сил и возможности помочь им». С вердиктом «за антисоветскую агитацию» протоиерей Димитрий Игнатенко сам лишился свободы. На 3 года его выслали в Марийскую область без права возвращения в Крым. Отбыв ссылку отец Димитрий приехал в Запорожскую область и получил приход в селе Кручи.
Жизнь семьи Игнатенко была полна скорбей. Старший сын Сергей — музыкант — играл в оркестре Большого театра, но из-за происхождения был выслан на Соловки. Дочь Серафима работала переводчицей, но была уволена с работы за свое происхождение. Приходская община отца Димитрия очень бедствовала; не порвавшие с церковью крестьяне едва выживали. Голодала и семья священника. Матушка Елизавета, узнав, что зарубежные организации помогают нуждающимся, написала по всем адресам: в Швецию, Германию, Польшу. Через некоторое время пришли небольшие денежные переводы. Но рабоче-крестьянская власть оказалась слишком ревнивой к благотворительной помощи тем, кто, по её мнению, должен был умирать тихо и безропотно.
В 1935 году протоиерей Димитрий был арестован. Ему инкриминировали… «распространение фашистских и религиозных взглядов». Во время следствия 63-летний священник содержался в мелитопольской тюрьме, здоровье его пошатнулось. 9 сентября отца Димитрия положили в тюремную больницу. Он предал себя на волю Божию и отказался от лечения. На праздник Воздвижения Креста Господня протоиерей Димитрий Игнатенко почил, достойно донеся свой жизненный крест до конца.
В 2000 году по представлению Крымской епархии Архиерейский Собор причислил протоиерея Димитрия Игнатенко к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Какие мои ближние? Наталья Сазонова
![Портрет Сазоновой Натальи](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/10/Portret-Sazonovoj-16x9-1.jpg)
Наталья Сазонова
Христос призывает возлюбить ближнего, как самого себя.
Всякий раз, когда перечитываю эти евангельские слова, невольно задумываюсь: «а какие они, мои ближние?»
Сразу вспоминаются все те, кто любит меня, кому я отвечаю взаимной любовью и дружбой. Честно признаюсь, что в кругу таких ближних мне очень комфортно!
Но есть и другие. Те, чей образ жизни мне совершенно чужд, а наше вынужденное ежедневное общение хочется свести до минимума. А ведь и их я должна полюбить. Но как это возможно?!
Неожиданная ситуация дала ответ на этот вопрос. В тот зимний вечер наша семья собралась за праздничным столом, ждали только племянника Ивана. Он подрабатывал таксистом в частной компании, к вечеру его смена заканчивалась.
И тут получаю от него смс: «Задержусь надолго, срочно уехал в Рязань». Ниже адрес.
Появился у нас Иван только под утро и рассказал вот какую историю:
Приехал он на вызов по указанному адресу к автобусной остановке. К машине подошло сразу несколько человек. Один быстро сунул записку с адресом, другие усадили на заднее сидение пассажира.
— Брат, довези по адресу. Тебе там хорошо заплатят — сказали они Ивану, захлопнули дверь машины и исчезли.
Иван оглянулся: на заднем сидении полулежал парень без пальто, в одной тоненькой белой рубашке с бабочкой набок и ... совершенно нетрезвый. А в записке с адресом был указан город Рязань.
По договору Ивана с фирмой служебная машина за пределы Московской области выезжать не должна. Что делать? Высадить?
Но на улице зима, бедолага почти раздет, толком объяснить ничего не может. Что за адрес? Кто его там ждёт? И ждёт ли вообще?! Одни вопросы!
И тогда Иван принял решение. Привёз пассажира к своему дому,
с трудом пересадил в личную машину и поехал с ним в Рязань.
— Я боялся, что не довезу его — рассказывал племянник.
Пассажир то стонал, то плакал, то Лену какую-то вспоминал, то за сердце хватался. Хорошо валидол в аптечке и вода в машине были.
Наконец доехали. У подъезда их уже ждали. Видимо, друзья парня его родным позвонили. Те сразу к нему с расспросами, что случилось? Парень к тому времени немного пришел в себя и рассказал, что помнил:
Накануне вечером он со своей девушкой Леной приехал к другу на день рождения. Справляли в кафе. Произошла ссора. Лена обиделась и ушла.
— Я и так лишнего принял, пока за столом сидели, а тут добавил с горя, а потом за Леной побежал — вспоминал парень. — Думал догоню, верну, но нет. Возвратился в кафе забрать пальто. А его нет. В карманах пальто были и документы, и деньги, и телефон.
— Я его в руках держал, когда за Леной бежал — рассказывал мужчина — а куда потом дел — не помню. Так и не нашёл. Ребятам из кафе дал свой адрес, те вызвали такси. Вот такая история.
Мы слушали рассказ Ивана и недоумевали.
— Как ты вообще решился его так далеко везти? Без документов! Почему в милицию не поехал?
— Просто поверил им. Просто решил помочь — ответил племянник.
Теперь, когда я вспоминаю, о тех, с кем мне трудно общаться, сразу задаю себе вопрос: «А если бы им понадобилась моя помощь, я бы помогла?»
И отвечаю себе — Я бы постаралась помочь. И сразу они становятся мне ближе.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
«Жаворонки»
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/viktoriya-hqYK4LsodTA-unsplash.jpg)
Фото: Viktoriya / Unsplash
Когда мои дети были маленькими, мы жили на Урале. В марте там — совсем ещё зима, ну разве что солнце светит ярче, чем в декабре. Но именно в марте во многих верующих семьях пекут особенные булочки в виде жаворонков — ко дню Сорока Мучеников Севастийских. Пекли и мы. Помню, как впервые участвовала в их изготовлении младшая дочь, Ксюша, и как мы со старшими детьми рассказывали ей историю бесстрашных воинов, верных христиан, принявших смерть в ледяных озёрных водах в далёком 4-м веке. Они умерли, но не отреклись от Спасителя. Им было очень холодно — но знали они, какой горячей любовью встретит их Господь...
Ксюша слушала, задумчиво прикрепляла глазки-изюминки к слепленным из постного теста птичкам, и они словно оживали под её рукой. А за окном выла метель. «Настоящие жаворонки к нам уж после Пасхи прилетят!» — важно сказала Василиса, она постарше. «Ну и что! А мы сейчас весну приближаем и Пасху, у нас уже жаворонки — вот они, значит, скоро весна!»
Смешная детская логика показалась мне удивительно мудрой, и я даже записала Ксюшину фразу в блокнот. А наутро старшие дети отправились в школу, а мы с Ксюшей — в храм, и румяных жаворонков c собой взяли — угощать после службы знакомых прихожан. Так Ксюша захотела: «Чтоб ко всем весна пришла поскорей... и Пасха!»
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
13 февраля. О самообмане
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
В 1-й главе 1-го Соборного Послания апостола Иоанна есть слова: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас».
О самообмане — епископ Черняховский и Славский Николай.
Почему мы говорим, что не имеем греха? Во-первых, никто не хочет себя признать виновным. Как это так? Я самый лучший, самый умный, самый-самый. И вдруг какие-то грехи. Не может быть никаких грехов. Я безгрешен. Это позиция такой гордости. Грех некоторые понимают как что-то церковное. Съел подсолнечное масло во время строгого поста. Или зашел в храм в шортах. Ну, например. Что-то связанное обязательно с церковью. Но это не зрелое понятие о грехе. Оно какое-то упрощающее все. Сужение понятия греха, например, до заповедей Моисея. Грехом может быть не только действие, но и бездействие. Например, вы едете по загородной дороге на своей машине. Погода ужасная. Ветер сильный. Колючий снег метет. И видите, что человек какой-то идет вдоль дороги. До следующего селения, ну, несколько километров. И вот он идет против ветра. Что за человек даже не важно. Это может быть старик, может быть женщина с ребенком на руках. Но вы проезжаете мимо. Совесть обличает. А вы говорите, ну, как это? Про себя рассуждаете. Я знаю заповеди. Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не завидуй. Я ничего плохого этому человеку не сделал, говорите вы. Но, тем не менее, это грех. Вообще, понятие грех, скорее всего, попадет все, что можно описать девизом «Моя хата с краю». Христианин активно утверждает в жизни заповеди Божьи. Активно утверждает в жизни любовь Божью. Если этого не делает, то он обманывает себя, называя себя безгрешным.
Все выпуски программы Актуальная тема