История христианского мученичества и исповедничества в Крыму – это не только события седой древности. Примерами жестокости и святости полон и недавно прошедший 20-й век.
Среди тех, кто перед лицом смерти не отрёкся от Христа – священномученик Димитрий Игнатенко, тяжелая, но славная жизнь которого тесно связана с Крымом.
Дмитрий Феофотович Игнатенко родился 17 июля 1872 года в селе Аготманы Запорожской области в семье священника. Пойдя по стопам отца, после окончания Киевской духовной академии в 1898 году принял священнический сан. По распределению попал в Таврическую епархию. Здесь у него и его супруги Елизаветы родились два мальчика и девочка. Преподавал в Симферопольском духовном училище географию, историю и церковный устав, служил в Петропавловском соборе, заведовал епархиальной канцелярией. Жизнь складывалась спокойно и размеренно. Пока в 1917 году в Крым не пришли большевики. Новая власть не была лояльна по отношению к Церкви, а со временем стала и вовсе враждебной.
Впервые протоиерея Димитрия арестовали в 1922-м. Вместе со своим епархиальным архиереем, будущим священномучеником Никодимом Кротковым, он предстал перед пролетарским судом по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей. Показательный суд вынес приговор – 3 года исправительно-трудовых лагерей. Однако вскоре отец Димитрий был амнистирован в связи с 5-й годовщиной революции и вернулся в Симферополь.
В 1926 году последовал новый арест. В доносе уполномоченного Петра Грязнова обозначалась вина священника: «Призывал прихожан к милосердию, чтобы в нечеловеческих условиях, в которые их поставила новая власть, оставаться православными и ради Воскресшего Христа обратить своё внимание на братьев, томящихся в темнице, и по мере сил и возможности помочь им». С вердиктом «за антисоветскую агитацию» протоиерей Димитрий Игнатенко сам лишился свободы. На 3 года его выслали в Марийскую область без права возвращения в Крым. Отбыв ссылку отец Димитрий приехал в Запорожскую область и получил приход в селе Кручи.
Жизнь семьи Игнатенко была полна скорбей. Старший сын Сергей — музыкант — играл в оркестре Большого театра, но из-за происхождения был выслан на Соловки. Дочь Серафима работала переводчицей, но была уволена с работы за свое происхождение. Приходская община отца Димитрия очень бедствовала; не порвавшие с церковью крестьяне едва выживали. Голодала и семья священника. Матушка Елизавета, узнав, что зарубежные организации помогают нуждающимся, написала по всем адресам: в Швецию, Германию, Польшу. Через некоторое время пришли небольшие денежные переводы. Но рабоче-крестьянская власть оказалась слишком ревнивой к благотворительной помощи тем, кто, по её мнению, должен был умирать тихо и безропотно.
В 1935 году протоиерей Димитрий был арестован. Ему инкриминировали… «распространение фашистских и религиозных взглядов». Во время следствия 63-летний священник содержался в мелитопольской тюрьме, здоровье его пошатнулось. 9 сентября отца Димитрия положили в тюремную больницу. Он предал себя на волю Божию и отказался от лечения. На праздник Воздвижения Креста Господня протоиерей Димитрий Игнатенко почил, достойно донеся свой жизненный крест до конца.
В 2000 году по представлению Крымской епархии Архиерейский Собор причислил протоиерея Димитрия Игнатенко к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Псалом 129. Богослужебные чтения

В каком месте молиться легче всего? Какая обстановка благоприятствует самому эффективному разговору с Богом? Ответ на этот вопрос находим в 129-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 129.
Песнь восхождения.
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, более, нежели стражи — утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
Только что прозвучавший псалом относится к числу покаянных. Начинается он с упоминания о некоей глубине, в которой находится автор, царь Давид и из которой обращается к Богу. Что это за глубина? Очевидно, что это не конкретное место в пространстве. С еврейского языка это слово можно перевести как «пучина», «бездна». И указывает оно скорее на тяжёлое душевое состояние безысходности и безнадёжности. Поэтому в других псалмах это слово используется в одном ряду с такими выражениями, как «глубокое болото» и «тина», в которых вязнет человек.
Всем нам в свою меру понятно, о чём идёт речь. Яркий пример — выходишь на улицу весной, яркое солнце, капель, природа просыпается, птички поют, а на душе тоска, мрак и горечь. Ничего не радует. Словно в яму глубокую провалился. Вот она пучина и бездна, о которой говорит псалмопевец. Нередко, чтобы вылезти из этой ямы, мы пытаемся на что-то переключить своё внимание, чем-то себя развлечь. Смотрим фильм, читаем книгу, идём к друзьям, просто гуляем. И это срабатывает. Жизнь снова начинает нас радовать.
Однако, чем взрослее мы становимся, тем больше неудовлетворённости может быть в нашей душе. Уже не радуют ни друзья, ни семья, ни отдых, ни новые покупки, ни поездки. Всё это словно перестает работать. Жизнь кажется нам безвкусной и прогорклой. Всё это и есть края той бездны, о которой говорит сегодня псалмопевец. И она готова разверзнуться прямо внутри нас во всей полноте. Это жуткое состояние сердечной пустоты. Чтобы заткнуть эту дыру, человек порой бросается во все тяжкие. Становится одержим разными зависимостями, тяжко мучается и мучает окружающих.
Очевидно, что автору псалма, царю Давиду, были не понаслышке знакомы подобные тяжёлые состояния. Но в отличие от многих, он понял, что Единственный, кто может выдернуть нас из этого ада, — это Господь. К Нему и должна быть обращён наш крик о помощи. И часто оказывается так, что молитва из этой сердечной бездны обладает куда большей силой, чем те просьбы, которые мы возносим к Творцу в состоянии внутреннего довольства и душевной сытости. Не только по той причине, что мы чувствуем, как погибаем в этой яме, а по той, что, кроме как на Бога, надеяться нам больше не на кого. Мы отчаянно цепляемся за Него как за последний шанс.
Многие из нас не дошли до такого тяжёлого состояния. Но порой мы всё же чувствуем, как эта пустота начинает заползать в наше сердце. Мы ощущаем в нём присутствие чего-то жуткого и ужасного перед чем мы бессильны. Нас парализует страх. Не будем торопиться бежать от этой пустоты. Заваливать её впечатлениями, эмоциями, заедать её или запивать. Попробуем использовать эту силу себе во благо. Признаем, что мы беспомощны и бессильны перед ней и перед этой жизнью. И из этого состояния, с этого места обратимся ко Творцу с молитвой. Удивительно, как быстро Господь даёт ответ на такую молитву. Там, где мгновение назад был мрак бездны, разливается тёплый и яркий свет Небесного Царства.
Псалом 129. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 129. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 129. На струнах Псалтири
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония,- Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи - утра, более, нежели стражи - утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
20 июня. Об оправдании человеков

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Об оправдании человеков — священник Захарий Савельев.
Первый человек, отец всего человеческого рода, совершил греховный поступок, поступил самолюбиво. Самолюбие в грехе Адама видится и в самом желании совершить преступление, и в самой формулировке ответа на вопрос Бога. «То есть это Ты, как бы, Господи, виноват, это Ты дал мне Еву». Скинуть вину на ближнего. И в этом как раз и заключается падение рода человеческого.
В искупительной жертве Спасителя Бог воплотился, стал одним из нас. Как говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «Для того чтобы всех нас искупить, для того чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти».
Человечество обретает в Спасителе перспективу обожения, перспективу спасения от греха, спасения как раз от того самолюбия, потому что Бог нарушил вот этот привычный ход вещей. Бог воплотился, стал одним из нас. Творец стал частью естественного мира ради каждого из нас.
И в этом и заключается смысл слов апостола Павла: как через одного человека все мы обречены на страдания, так же и через одного человека, Спасителя Господа Иисуса Христа, мы все имеем возможность уйти от неминуемой расплаты за грехи одного человека и за свои собственные прегрешения.
Все выпуски программы Актуальная тема