Василий и Светлана Казаковы встретились на войне, там, где, казалось бы, нет места романтике. Но любовь не спрашивает, война сейчас или мир.
Артиллерист Василий Казаков и связистка Светлана познакомились на встрече Нового 1943 года. Казаков тогда переживал трагедию: на его глазах погибла жена. Начальник госпиталя - она приехала к мужу на фронт и была смертельно ранена. Прошло полгода, а Казаков всё винил себя за то, что не смог защитить любимую женщину.
Светлана попала на праздничный вечер случайно. Её пригласили поиграть на пианино высокому начальству. А за стол посадили рядом с генералом, который представился: «Василий Иванович Казаков». Он был единственным, кто не танцевал в ту ночь.
Ей было всего 19 лет. До революции её родители жили в Петербурге. После переворота хотели эмигрировать, но на последний пароход, уходящий в Константинополь, не успели. Осели в Севастополе, где и родилась Светлана. Её родные, в том числе и крошечная племянница погибли в начале войны. Тогда Света дала себе слово, что, если выживет, усыновит ребёнка. Пройдя курсы подготовки связистов, она ушла на фронт. Эту короткую историю своей жизни Светлана рассказала Казакову в ночь их знакомства. Василий Иванович и сам не знал, почему он разговорился с юной связисткой. Ему вдруг показалось, что он знает Светлану давным-давно. Может, поэтому, уезжая утром на передовую, он сказал девушке, что позвонит ей.
Он действительно позвонил и назначил свидание, на котором Светлане стало ясно: Казаков относится к ней серьёзно. Они стали видеться. Нечасто. Но одна из таких встреч решила их дальнейшую жизнь. Светлана приехала к Василию Ивановичу. Внезапно начался обстрел. Казаков бросил девушку на пол и закрыл её собой. Не успей он сделать это, они погибли бы. Тогда Казаков понял: Бог дал ему второй шанс на любовь. После Победы Светлана и Василий Иванович уже не расставались.
Они ещё пять лет жили в Германии. Туда Светлана привезла из Ленинграда маленькую осиротевшую Наташу – дочь своей двоюродной сестры. В 1948-ом году Казаковы усыновили Сашу – мальчика из детдома. И как подарок к самому дорогому празднику, 9-ого мая 49 года на свет появилась дочка - Светлана вторая. Ещё через год Казаковы забрали к себе в Москву двух племянников Василия Ивановича из его родной деревни. Родителями Казаковы оказались удивительными. Они любили друг друга, были счастливы вместе и делали счастливыми всех, кто их окружал.
То, как Светлана Павловна вела дом и воспитывала детей, Василий Иванович шутя называл «дореволюционными замашками». Она устраивала ёлки с подарками и лотереями, придумывала праздники, например, дни прощания с летом. Иногда Василий Иванович ворчал на жену, ему казалось, что она балует детей, но Казаков был самым счастливым человеком на свете, когда на седьмом десятке у него родилась ещё одна дочь. Супругой, подарившей ему это счастье, он восхищался бесконечно. И понимал, почему подруги дочерей играют не в куклы, а в «Светлану Павловну», копируя её причёски и подражая прекрасным манерам. Шестеро детей не сделали из неё домоседку. Казаковы часто бывали в театрах, дружили с артистами и дипломатами. Светлана Павловна отлично водила машину, играла на рояле, танцевала.
Она стала вдовой в 44 года. Разлуку стало легче переносить, когда Светлана Павловна решила: Василий Иванович просто уехал в командировку. А перед отъездом он, как всегда, оставил записку: «Дорогая моя Светочка! Очень жаль, что увидеть тебя перед отъездом не могу. Срочно уезжаю на несколько дней. Постараюсь вызвать тебя по телефону. Ну, Светка, всё. Крепко тебя целую! Вася».
Псалом 23. На струнах Псалтири
Псалом Давида. (В первый день недели)
1 Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней.
2 Ибо Он основал ее на морях, и на реках утвердил ее.
3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно (ближнему своему);
5 тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
8 Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
10 Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.
Псалом 23. Богослужебные чтения

Если вы знакомы с «Исповедью» блаженного Августина, наверняка вы не могли пройти мимо одной его фразы, потрясающей своей глубиной. (большинство слушателей не имеют понятия о тексте этого творения, поэтому предлагаю немного по-другому начать, чтобы у слушателя не возникало ощущение собственной неполноценности) Он говорит о Боге так: «Interior intimo meo et superior summo meo» (в этой фразе нет слов «Ты был» + лучше без латыни обойтись, чтобы у слушателя не возникало ощущение собственной неполноценности). То есть — «Ты был (почему о Боге говорится в прошедшем времени? Получается, что Бог мог измениться или исчезнуть со временем?) глубже моей глубины и выше моей высоты» (Августин Аврелий, Исповедь, книга III, глава 6, § 11). Сейчас мы узнаем, что именно послужило источником такой вдохновенной фразы — а именно 23-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением.
Псалом 23.
Псалом Давида. [В первый день недели].
1 Господня земля и что наполняет её, вселенная и всё живущее в ней,
2 ибо Он основал её на морях и на реках утвердил её.
3 Кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно ближнему своему, —
5 тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!
8 Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!
10 Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.
Псалом 23-й изображает картину единства величия — и одновременно близости Бога. Псалом открывается гимном о Боге-Творце: «Господня земля и что наполняет её». И это не просто утверждение собственности, принадлежности всего бытия Творцу — но и провозглашение фундаментальной, глубинной связи Творца и творения. Земля и вселенная — не случайность, не результат «игры в кости» — а осмысленный порядок, который Бог основал. Заметим, что здесь находится ключевое отличие ветхозаветного иудаизма от всех древних античных религий, соседствовавших с Иудеей. Древние видели Бога или богов как победителей изначального хаоса. Однако книга Бытия по-особому говорит о творении мира — на этом немного остановимся.
Термины «меоническое бытие» и «уконическое бытие» происходят из греческого языка и активно использовались в русской религиозной философии и богословии начала XX века (особенно у Николая Бердяева и священника Сергия Булгакова). Меоническое бытие (τὸ μὴ ὄν) — буквально «не-сущее», «не-бытие». Слово происходит от греческой отрицательной частицы μὴ («не») и причастия от глагола εἶναι («быть»). Меоническое бытие — это бытие, взятое на границе небытия. Это «не-полнота бытия», состояние, близкое к ничто, но при этом ещё не абсолютное ничто. Именно так и воспринимали действие Творца язычники: что-то уже было, некая праматерия, которая и организуется, оформляется высшими силами.
Но совершенно иное — это уконическое бытие (τὸ οὐκ ὄν) — также «не-сущее», но с другим оттенком: οὐκ — это полное отрицание бытия, абсолютное, радикальное. В отличие от «меонического», «уконическое бытие» — это абсолютное ничто, лишённость даже потенции бытия, абсолютное небытие. Это не динамическая свобода, которая есть в μὴ ὄν, а именно полное отсутствие всякой возможности, полная пустота и невозможность реализации. Библейская традиция однозначно утверждает: именно это и есть начало действия Бога Творца — «из небытия в бытие».
И далее псалмопевец задаётся вопросом: но кто достоин приблизиться к такому Богу? Псалом отвечает ясно: «Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто». Дорога к духовной высоте пролегает через внутреннюю чистоту и искренность. Не обилие жертв, не глубина переживаемого страдания, не обилие добрых дел — а только внутренняя прозрачность.
Заключительная часть псалма — торжественный призыв открыть «вечные врата», чтобы «вошёл Царь славы». Здесь вечные врата — символ человеческого сердца и всего мироздания, ожидающего встречи с Богом. Господь предстаёт как сильный воитель, активно вступающий в борьбу против зла и несправедливости, побеждающий силы хаоса. И в этом Его победном входе раскрывается важнейший богословский парадокс: Бог одновременно бесконечно превознесён и бесконечно близок. Именно об этом — мысль блаженного Августина, с которой мы и начали. Этот парадокс достигает высшей точки в христианстве, где Бог воплощается во Христе, становясь полноценным человеком — но не теряя при этом Своей божественной природы.
Как же важно нам почаще вспоминать, что Бог — не отдалённый, внешний наблюдатель, а живой и активный Творец, ожидающий только одного: распахнутости, открытости наших сердец. И когда это происходит — мы действительно становимся соучастниками вечной славы Царя Вселенной — который для нас и создал всё это бытие!
Псалом 23. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 23. (Церковно-славянский перевод)
4 мая. Об Иосифе Аримафейском

В 15-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова».
Об Иосифе Аримафейском — игумен Лука Степанов.
Святой Иосиф Аримафейский был членом Синедриона, то есть Верховного Иудейского сообщества, которое управляло жизнью и Иерусалимского храма, и народа еврейского, но он не соответствовал их духу и уклонился от участия в осуждении Господа Иисуса Христа. Оставался он тайным учеником Господа до момента Его распятия. После того, как тело Господа было с креста снято, он уже отложил свое скрытничество, сам направился к Пилату, не боясь оскверниться в языческих помещениях, и испросил тело Иисусово с тем, чтобы предать Его погребению, а где предать, тем более, что место у него промыслительно оказалось заготовлено для самого себя. Он в непосредственной близости с горой Голгофой приуготовил эту пещеру, в которой надеялся сам сложить свои останки, но понял, что предназначены они теперь для Господа, и получив это разрешение, он полагает Господу вместе с женами-мироносицами, таким образом исповедуя свое богопочитание и становясь в ряды христиан на все времена.
Все выпуски программы Актуальная тема