Первое послание святого апостола Павла к Коринфянам. Глава 8, стихи 8-13. Глава 9, стихи 1, 2.
Уже к концу первого века нашей эры христианство распространилось по всем регионам Римской империи, а также стало известно за ее границами. Несмотря на такой явный успех, христианские проповедники постоянно встречались с противодействием со стороны иудеев и язычников. Столкновения с враждебно настроенной иудейской средой происходили обычно тогда, когда христианская проповедь начинала звучать в синагогах. Значительно более масштабным выглядело противодействие язычников. Язычество преобладало в Римской империи вплоть до конца пятого века, когда, казалось бы, христианство окончательно укоренилось в стране. Язычники не только открыто выступали против проповеди учения Спасителя, но также пытались развращать христиан при помощи своих обрядов и обычаев. Например, во времена апостола Павла в крупных городах империи существовала традиция бесплатно раздавать на улицах продукты, освященные в честь языческих богов. В Коринфе, где имелся развитый культ Афродиты, раздачей еды занимались жрицы богини, печально известные своей развращенностью. Апостол Павел, оказавшийся в Коринфе в 52 году, своей горячей проповедью сумел многих язычников обратить в христианство. Тем не менее, он обоснованно опасался, что новообращенные последователи Христа, могут поддаться искушению и вернуться к прежней языческой жизни. Подобное подчас происходило именно тогда, когда некоторые коринфские христиане соглашались принять продукты из рук жриц Афродиты. Вначале они вкушали идоложертвенную пищу, а затем, окончательно поддавшись искушению, возвращались к порочной языческой жизни. Апостол Павел предостерегал христиан Коринфа от указанной опасности и посвятил теме идоложертвенной пищи отрывок из своего послания к КорИнфянам.
Братья, 8.8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. 8.9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. 8.10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? 8.11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. 8.12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. 8.13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
9.1 Не апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? 9.2 Если для других я не апостол, то для вас апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе.
Апостол Павел, говоря о еде, освященной в честь языческих богов, прямо утверждает, что пища сама по себе не является ни доброй, ни греховной. Не стоит беспокоиться и о том, что идоложертвенные продукты могут иметь какое-то мистическое воздействие на христианина. Последователь Христа может есть любую пригодную пищу, не опасаясь каких-то дурных последствий. Вред идоложертвенных продуктов состоит в ином. Во-первых, их употребление в пищу может стать первым шагом на пути к языческой жизни. Во-вторых, прилюдное вкушение идоложертвенного может смутить иных людей. Нейтральный в нравственном отношении факт внушения пищи, может привести к губительным последствиям для окружающих - ввести их в осуждение, посеять в душе неприязнь или подтолкнуть к порочной жизни. Принадлежность к Церкви не работа, которую человек исполняет в течение какого-то времени, это постоянная ответственность за свои поступки и внешний облик, жертвенное служение близким. Вот почему апостол Павел восклицает: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего». Это означает следующее - христианин, безусловно, свободен в своих поступках, но должен помнить и о том, что эта свобода не может быть синонимом греха и не должна вводить в смущение иных учеников Спасителя.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема