Меня всегда удивляло, почему неверующие требуют у верующих аргументов в пользу существования Бога. Удивляло потому, что они как будто не замечали: их неверие ни на какие аргументы не опирается. Это просто слепая убежденность, что Бога нет. И ни один атеист среди моих знакомых никогда не смог ответить мне на простой вопрос: «Что я должен сделать, чтобы убедиться, что Бога — нет?» Оно и понятно: подвести доказательную базу под тезис об отсутствии чего-то сложнее, чем под тезис о существовании чего-то. Чтобы доказать, что чего-то не существует, нужно рассмотреть бесчисленное количество условий, при которых оно могло бы существовать, и доказать, что в каждом конкретном случае это чего-то — все же не существует. Мне кажется, провести такую работу — просто невозможно. Поэтому неверие не рискует опираться на собственные доказательства. Оно предпочитает опираться на якобы отсутствие доказательств у оппонентов. Мол, верующие не могут доказать, что Бог есть — значит, Его нет…
Принято считать, что у верующих нет доказательств, потому что доказать, что Бог есть, в принципе невозможно. Либо ты веришь, либо нет. В общем и целом это правильно. Но правильно в том смысле, что если изначально человек не настроен поверить, то никакие, даже самые убедительные доводы, ему не помогут. Чтобы поверить нужно либо быть открытым Богу и искать встречи с Ним, либо переживать какую-то внутреннюю душевную ситуацию — может быть, скорбь, тоску или еще что-то такое — которая тебя сама бы к Богу повернула. Словом, нужно быть готовым воспринять Благую весть. Ведь что такое на самом деле доказать — это убедительно показать. И вот если человек настроен заинтересовано и доброжелательно, тут христианство готово предложить ему немало доказательств своей истинности.
Они разные. Те, что наиболее на слуху, — это истории о чудесных исцелениях людей благодаря молитвам старцев. Само собой, скептик и тут может усомниться — дескать, совпадения, случайности, шутка природы и т.д.
Но есть доказательства, лишенные таинственности. Простой факт: в Римской империи первые несколько веков христиан жестоко преследовали. Если власти узнавали, что человек — христианин, его подвергали страшным мучительным пыткам, заставляя отречься от своей веры. Но тысячи людей не отрекались. И видя, как стойко христиане держатся своей веры, их палачи вдруг понимали, что так можно быть преданным только чему-то очень настоящему, чему-то высшему. Были случаи, когда палачи настолько впечатлялись, что тут же, прямо во время казни, вставали и говорили: «Я тоже христианин». Они знали, что и их тут же казнят рядом. Но делали это, потому что вдруг обретали веру во Христа.
А теперь давайте себе представим, какой человек в здравом уме и трезвой памяти будет принимать христианство, зная, что за это лишится жизни? Но ряды христиан с первых веков не уменьшались, но пополнялись. Кто-то скажет, что и сейчас есть фанатики, готовые пожертвовать жизнь ради какой-то своей навязчивой идеи, и это, дескать, не значит, что такая идея — истинная. Один человек — да, может придумать себе просто идею, за которую соберется отдать жизнь. Но никакая «просто идея» не объединит вокруг себя тысячи и тысячи людей из самых разных социальных слоев. Такое под силу только вере в истинного Бога. Тысячи и тысячи людей шли на смерть — ради чего? Неужели ради чего-то придуманного и несуществующего?
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер