Меня всегда удивляло, почему неверующие требуют у верующих аргументов в пользу существования Бога. Удивляло потому, что они как будто не замечали: их неверие ни на какие аргументы не опирается. Это просто слепая убежденность, что Бога нет. И ни один атеист среди моих знакомых никогда не смог ответить мне на простой вопрос: «Что я должен сделать, чтобы убедиться, что Бога — нет?» Оно и понятно: подвести доказательную базу под тезис об отсутствии чего-то сложнее, чем под тезис о существовании чего-то. Чтобы доказать, что чего-то не существует, нужно рассмотреть бесчисленное количество условий, при которых оно могло бы существовать, и доказать, что в каждом конкретном случае это чего-то — все же не существует. Мне кажется, провести такую работу — просто невозможно. Поэтому неверие не рискует опираться на собственные доказательства. Оно предпочитает опираться на якобы отсутствие доказательств у оппонентов. Мол, верующие не могут доказать, что Бог есть — значит, Его нет…
Принято считать, что у верующих нет доказательств, потому что доказать, что Бог есть, в принципе невозможно. Либо ты веришь, либо нет. В общем и целом это правильно. Но правильно в том смысле, что если изначально человек не настроен поверить, то никакие, даже самые убедительные доводы, ему не помогут. Чтобы поверить нужно либо быть открытым Богу и искать встречи с Ним, либо переживать какую-то внутреннюю душевную ситуацию — может быть, скорбь, тоску или еще что-то такое — которая тебя сама бы к Богу повернула. Словом, нужно быть готовым воспринять Благую весть. Ведь что такое на самом деле доказать — это убедительно показать. И вот если человек настроен заинтересовано и доброжелательно, тут христианство готово предложить ему немало доказательств своей истинности.
Они разные. Те, что наиболее на слуху, — это истории о чудесных исцелениях людей благодаря молитвам старцев. Само собой, скептик и тут может усомниться — дескать, совпадения, случайности, шутка природы и т.д.
Но есть доказательства, лишенные таинственности. Простой факт: в Римской империи первые несколько веков христиан жестоко преследовали. Если власти узнавали, что человек — христианин, его подвергали страшным мучительным пыткам, заставляя отречься от своей веры. Но тысячи людей не отрекались. И видя, как стойко христиане держатся своей веры, их палачи вдруг понимали, что так можно быть преданным только чему-то очень настоящему, чему-то высшему. Были случаи, когда палачи настолько впечатлялись, что тут же, прямо во время казни, вставали и говорили: «Я тоже христианин». Они знали, что и их тут же казнят рядом. Но делали это, потому что вдруг обретали веру во Христа.
А теперь давайте себе представим, какой человек в здравом уме и трезвой памяти будет принимать христианство, зная, что за это лишится жизни? Но ряды христиан с первых веков не уменьшались, но пополнялись. Кто-то скажет, что и сейчас есть фанатики, готовые пожертвовать жизнь ради какой-то своей навязчивой идеи, и это, дескать, не значит, что такая идея — истинная. Один человек — да, может придумать себе просто идею, за которую соберется отдать жизнь. Но никакая «просто идея» не объединит вокруг себя тысячи и тысячи людей из самых разных социальных слоев. Такое под силу только вере в истинного Бога. Тысячи и тысячи людей шли на смерть — ради чего? Неужели ради чего-то придуманного и несуществующего?
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











