Меня всегда удивляло, почему неверующие требуют у верующих аргументов в пользу существования Бога. Удивляло потому, что они как будто не замечали: их неверие ни на какие аргументы не опирается. Это просто слепая убежденность, что Бога нет. И ни один атеист среди моих знакомых никогда не смог ответить мне на простой вопрос: «Что я должен сделать, чтобы убедиться, что Бога — нет?» Оно и понятно: подвести доказательную базу под тезис об отсутствии чего-то сложнее, чем под тезис о существовании чего-то. Чтобы доказать, что чего-то не существует, нужно рассмотреть бесчисленное количество условий, при которых оно могло бы существовать, и доказать, что в каждом конкретном случае это чего-то — все же не существует. Мне кажется, провести такую работу — просто невозможно. Поэтому неверие не рискует опираться на собственные доказательства. Оно предпочитает опираться на якобы отсутствие доказательств у оппонентов. Мол, верующие не могут доказать, что Бог есть — значит, Его нет…
Принято считать, что у верующих нет доказательств, потому что доказать, что Бог есть, в принципе невозможно. Либо ты веришь, либо нет. В общем и целом это правильно. Но правильно в том смысле, что если изначально человек не настроен поверить, то никакие, даже самые убедительные доводы, ему не помогут. Чтобы поверить нужно либо быть открытым Богу и искать встречи с Ним, либо переживать какую-то внутреннюю душевную ситуацию — может быть, скорбь, тоску или еще что-то такое — которая тебя сама бы к Богу повернула. Словом, нужно быть готовым воспринять Благую весть. Ведь что такое на самом деле доказать — это убедительно показать. И вот если человек настроен заинтересовано и доброжелательно, тут христианство готово предложить ему немало доказательств своей истинности.
Они разные. Те, что наиболее на слуху, — это истории о чудесных исцелениях людей благодаря молитвам старцев. Само собой, скептик и тут может усомниться — дескать, совпадения, случайности, шутка природы и т.д.
Но есть доказательства, лишенные таинственности. Простой факт: в Римской империи первые несколько веков христиан жестоко преследовали. Если власти узнавали, что человек — христианин, его подвергали страшным мучительным пыткам, заставляя отречься от своей веры. Но тысячи людей не отрекались. И видя, как стойко христиане держатся своей веры, их палачи вдруг понимали, что так можно быть преданным только чему-то очень настоящему, чему-то высшему. Были случаи, когда палачи настолько впечатлялись, что тут же, прямо во время казни, вставали и говорили: «Я тоже христианин». Они знали, что и их тут же казнят рядом. Но делали это, потому что вдруг обретали веру во Христа.
А теперь давайте себе представим, какой человек в здравом уме и трезвой памяти будет принимать христианство, зная, что за это лишится жизни? Но ряды христиан с первых веков не уменьшались, но пополнялись. Кто-то скажет, что и сейчас есть фанатики, готовые пожертвовать жизнь ради какой-то своей навязчивой идеи, и это, дескать, не значит, что такая идея — истинная. Один человек — да, может придумать себе просто идею, за которую соберется отдать жизнь. Но никакая «просто идея» не объединит вокруг себя тысячи и тысячи людей из самых разных социальных слоев. Такое под силу только вере в истинного Бога. Тысячи и тысячи людей шли на смерть — ради чего? Неужели ради чего-то придуманного и несуществующего?
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О храме Апостола Иакова Зеведеева

Сегодня 13 мая. Церковь чтит память Апостола Иакова Зеведеева.
О храме Апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе в Москве — священник Стахий Колотвин.
В Евангелии мы смотрим на братьев Зеведеевых, Иоанна и Иакова. И хотя Иаков старший брат, внимание наше в основном Иоанну. Он евангелист, он стоит у креста и на любом заупокойном каноне вместе с Богородицей предстоит распятию. Он апостол любви, а Иаков как-то в тени. Тем не менее, порой пути Господни неисповедимы. И в Казенной Слободе в Москве, где жили люди, занимающиеся дворцовым имуществом, служащие нашего царя-батюшки, было построено две церкви. Каждому брату. Одна Иоанну, другое Иакову. Пришли большевистские гонения, и церковь Иоанна Богослова разрушили. Но церквей Иоанна Богослова великое множество у нас на родине. В том числе и в Первопрестольном граде есть храмы с этим посвящением, дожившие до наших дней. Однако вот единственный храм апостола Иакова сохранился. Да, пусть его пришлось реставрировать. Но в этом есть тоже такой символический смысл. Иаков не меньше служил Господу. Что Иаков проповедовал Христа, что о нем забывать нельзя. Но если при жизни апостолы еще могли спорить, кто там ближе приблизится ко Христу, то в Царстве Небесном все эти наши земные споры кажутся смешными, не солидными и не имеют никакого отношения к этой вечной действительности. Поэтому в сегодняшний день всем советую — доберитесь до этого замечательного уютного храма и прославьте великого апостола Иакова.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О личности Александра Невского

Сегодня 13 мая. В этот день в 1220 году родился русский полководец, князь Новгородский и Владимирский, прославленный в лике благоверных святых, Александр Невский.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
Сложно переоценить масштаб личности святого благоверного князя Александра Невского. Достаточно рано, придя к власти, молодой князь явил пример взвешенной и мудрой церковной и государственной политики. Русь была раздираема на востоке и на западе, и, отстаивая интересы своей страны перед лицом тевтонских рыцарей, одновременно великий князь выстраивал дипломатические отношения с татаро-монгольскими захватчиками. Это позволяло Руси крепнуть и заложило ту основу и тот фундамент, который способствовал последующему освобождению нашей страны от всех захватчиков и от всех пленений. И дай Господь, чтобы молитвенным предстательством святого князя все мы имели такую же мудрость, такую же зрелость и могли отличать добро от зла и идти ко Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема