В 18 и 19 столетиях супруги российских военачальников были известны не менее, чем их мужья. Генеральские жёны сопровождали защитников Отечества в походах. Поддерживали в опальные времена и помогали подняться по служебной лестнице. Недаром за подвиги мужей благодарность получали и их жёны. Так было и в семье Кутузовых.
Они обвенчались, когда Михаилу исполнилось 33, а Кате Бибиковой 24 года. Имя Кутузова к тому времени гремело по всей России. Катю - одну из первых красавиц Петербурга он знал ещё 13-летней девочкой. Но полюбили они друг друга спустя десять лет. Михаил получил тяжёлое ранение. Чудом избежав смерти, он уехал лечиться за границу. Там же оказалась Бибикова. Её ничуть не смутило увечье полковника. Через год они обвенчались.
В семье родилось шестеро детей. Екатерину в молодые годы почти не видели в Петербурге. Она сопровождала мужа в походах и отлично знала, что такое тяготы солдатской жизни. Когда молодость прошла, сил стало меньше и пришлось отказаться от поездок в военные лагеря, Кутузова стала жить ожиданием писем и отпусков Михаила Илларионовича. Он приезжал в Петербург, и в дом приходил праздник. В такие дни Кутузовы нередко получали приглашения то на один приём, то на другой. Михаил Илларионович не терпел безделья, но понимал, что без него Екатерина Ильинична, занятная хозяйством, не бывает в свете. Поэтому покорно отправлялся с женой на светские рауты.
Одним из самых страшных дней для семьи Кутузовых стал тот, когда пришло сообщение о ранении Михаила Илларионовича. Доктора не сомневались - на этот раз смерти не избежать. Вражеская пуля, угодив в левый висок, прошла навылет у правого глаза. Жена и дети затаились в страхе и надежде. То, что Кутузов выжил, врачи называли даже не чудом – сказкой. А Михаил Илларионович, победив смерть во второй раз, снова уехал сражаться. Молясь за него, Екатерина Ильинична думала, что Бог, подарив мужу спасение, готовит его к великим делам. И мудрая супруга оказалась права: 1812 год, Отечественная война и победа над Наполеоном были не за горами. А пока домой приходили письма с бесконечными вопросами о доме и детях. Кроме того, Кутузов высылал жене своё жалованье. А когда ему подарили усыпанную алмазами шпагу, то и она отправилась в Петербург. В ответ Михаил Илларионович получал письма, полные любви, тёплые вещи, любимый чай и прочие приятные мелочи.
Сам фельдмаршал Кутузов тоже был не прочь побаловать супругу сюрпризами. Екатерина Ильинична обожала французскую драматургию. Но постановки французских пьес во время Отечественной войны запретили. После победы по просьбе Кутузова Александр Первый приказал их возобновить. К сожалению, этот сюрприз Михаила Илларионовича стал последним подарком жене. Очень скоро Екатерина Ильинична получила письмо, написанное незнакомым почерком: «Я к тебе, мой друг, пишу в первый раз чужою рукой, чему ты удивишься, а может быть, и испугаешься - болезнь такого роду, что в правой руке отнялась чувствительность перстов».
Через два дня Кутузов скончался. Жена пережила его на одиннадцать лет. Когда-то он писал ей: «Всё скитаюсь, окружён дымом, который называют славой». Свет этой славы согревал Екатерину Ильиничну до конца жизни. Однажды, когда она проезжала через Тарусу, во всех церквях зазвонили колокола. Народ вышел на улицы. Люди распрягли лошадей, и на плечах понесли карету, в которой находилась жена героя России.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер