Про композитора Александра Бородина друзья говорили, что он всегда был нерешительным. Когда Александр Порфирьевич с этим спорил, ему напоминали, что даже жена Екатерина Сергеевна первая призналась ему в любви. Сама Катя в этом ничего особенного не видела, ведь она понимала: чувства взаимны и интуитивно знала: если Саша полюбил - это навсегда.
Ко времени их знакомства Бородин уже был врачом, известным химиком и начинающим музыкантом. В 1861 году Александр отправился работать за границу. По приезде в Гейдельберг остановился в пансионе. Там же поселилась пианистка Катя Протопопова. Однажды её уговорили поиграть для гостей. Катя обратила внимание на мужчину, который, едва она заиграла Шопена, превратился в слух и не отходил от рояля. Молодые люди подружились. «Наше духовное сближение прогрессировало, мы часто бывали вместе. День его устраивался так: с пяти утра до пяти вечера -химическая лаборатория; с пяти до восьми - наши с ним прогулки по горам, с девяти вечера и до двенадцати ночи - музыка в зале пансиона», - вспоминала Екатерина Сергеевна.
Она приехала в Германию лечиться от астмы. Лето пролетело, а осенью болезнь обострилась. Пришлось уезжать в Италию. Туда Бородин сопровождал Катю уже как жених. В Пизе они провели всю зиму. Жилось трудно, но чувство, которое Александр испытывал к Катерине, по словам Бородина, «служило солнцем, освещавшим весь итальянский пейзаж».
Свадьбу они откладывали два года, не было денег. И вот наконец в петербургской домовой церкви земледельческого училища обвенчались адъюнкт-профессор Военно-медицинской академии Александр Бородин и дочь московского штаб-лекаря Екатерина Протопопова. Поселились они в столице. Материального достатка в семье не было. Александр подрабатывал где только мог. Опыты, уроки, лекции… Музыка не спала, но дремала. Сочинять Бородин мог только, когда заболевал и лежал дома. Именно поэтому оперу «Князь Игорь» композитор писал 18 лет.
Из-за проблем с лёгкими Екатерина часто уезжала из Петербурга. В разлуке с мужем писала письма: «Ваше сиятельство, ординарный профессор господин Бородин, как же мне плохо живётся без вас. Сашенька, миленький, страшно, тоскливо». Он отвечал своей «Сергевне»: «Милая моя, приезжай скорее; поплачь у меня на груди; дай мне поплакать с тобой». Бородин делал всё, чтобы жена поправилась. А она упрекала себя в том, что муж работает с утра до вечера, что остаётся один с двумя приёмными дочерьми и тратит все деньги на её лечение, а себе не может купить новую шинель.
Но при такой трудной жизни Бородины не унывали. Устраивали дома танцевальные вечера, любили шутить. Даже знаменитая рассеянность композитора казалась окружающим розыгрышем. Однажды супруги уезжали за границу. Проверяя паспорта, чиновник поинтересовался у Александра Порфирьевича, как зовут его жену. Бородин замешкался. Чиновник уже хотел задержать его, как в комнату вбежала Екатерина Сергеевна. Бородин бросился к ней: «Катя, как тебя зовут?!».
15 февраля 1887 года в последний день масленицы Бородины устраивали у себя бал. Как всегда, много музицировали, смеялись, танцевали, Александр Порфирьевич был главным заводилой. Вдруг он, не договорив предложения, рухнул на пол. Приехавший доктор констатировал смерть от разрыва сердца.
В утешение Екатерине Сергеевне остался внук, которого Бородин нежно называл «мужичок Борька». Из уважения к памяти супруга она держалась молодцом. Этому в своё время научил её сам Бородин – не унывать и уметь радоваться каждой малости.
Псалом 19. Богослужебные чтения
Герой кинорежиссёра Алексея Балабанова — Данила Багров — был уверен, что сила в правде. Стоит отметить, что сам Данила правду понимал довольно специфично, но в целом был недалёк от истины. Сила, действительно, в правде — правде Божией. Об этом, в частности, говорится в псалме 19-м, что читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 19.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева.
3 Да пошлёт тебе помощь из Святилища и с Сиона да подкрепит тебя.
4 Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твоё да соделает тучным.
5 Да даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит.
6 Мы возрадуемся о спасении твоём и во имя Бога нашего поднимем знамя. Да исполнит Господь все прошения твои.
7 Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей.
8 Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся:
9 они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо.
10 Господи! спаси царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе.
Псалом 19-й был написан в непростые для царя Давида и всего царства Израильского времена. На древний Израиль готовилось напасть огромное войско соседних языческих народов. И у Давида не было иного выбора, кроме как принять вызов и силой ответить на угрозу. Царь прекрасно понимал, что его войско значительно меньше, чем у неприятеля. Но Давид так же прекрасно понимал, что правда на его стороне. Ведь он не собирался ни с кем конфликтовать, не желал брать чужого. И народ древнего Израиля всё это прекрасно понимал и чувствовал.
И Давид в прозвучавшем псалме фиксирует молитву, которую обращают к Богу его подданные. О чём же просили Господа люди? Вот что мы слышим в псалме: «Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева». Давид пишет о себе в третьем лице. День грядущей битвы он именует днём печали и просит Господа о помощи, понимая, что несёт ответственность за судьбу многих и многих людей. Перед битвой царь приходит в скинию — переносной храм-шатёр, в котором хранился ковчег завета. Так называлась главная святыня древнего Израиля. Перед ковчегом Давид молился. О том свидетельствуют следующие слова: «Да пошлёт тебе помощь из Святилища и с Сиона да подкрепит тебя. Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твоё да соделает тучным».
От лица народа Давид указывает, что всем сердцем стремится к победе. Победе справедливой и честной. Ему не нужны чужие блага, он хочет защитить свою страну и свой народ. Вот что требуется его сердцу. Или читаем мы в псалме: «Да даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит». И царь предвещает победу. Он чувствует, что Господь на его стороне, потому что сам Давид стремится исполнить правду не свою, а Божию. Он пишет: «Мы возрадуемся о спасении твоём и во имя Бога нашего поднимем знамя».
Эта часть псалма была составлена до сражения. А уже после Давид торжествует и благодарит Бога за победу. Совершенно неожиданно для всех — и для противников Давида, и для древних иудеев — немногочисленное войско древнего Израиля одержало верх. Сильный соперник оказался разгромлен. И радостный Давид пишет: «Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей». Причину победы царь видит в верности Господу. Хорошо, конечно, иметь сильных воинов, эффективное оружие. Но если ты не на стороне правды Божией, всё окажется тщетным. Или как читаем мы в псалме: «Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо».
В конце псалма Давид, обращаясь к Богу, просит Его и в будущем не оставлять без помощи ни самого Давида, ни верных Господу людей: «Господи! спаси царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе». Пусть эти слова и нас вдохновляют, укрепляют! Будем помнить, что Бог никогда не будет помогать лукавству, вставать на сторону нравственной нечистоты. И даже не надо тешить себя иллюзиями, что Господа можно обмануть. Нет, не получится. Бог только на стороне правды. Давайте же и мы будем за правду Божию держаться, чтобы с Господом радоваться и побеждать.
Псалом 19. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 19. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 203 зач., II, 16-20.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Когда современный человек говорит о вере, он обычно подразумевает, что принимает некоторую информацию за истину, не проверив её опытно. При этом сама по себе информация, в которую верят, может никак не влиять на жизнь такого верующего. Но может ли христианин так верить? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Как мы воспринимаем человека, который начинает жить по каким-то своим правилам? Если они нарушают общественную жизнь, как преступника. Если кажутся нам странными и неоправданными, как чудака. Если мы понимаем его цель и считаем её значимой, как волевого и целеустремленного. При этом современный мир привык в своих оценках ориентироваться на то, что кажется объективным, научным. Объективные основания как будто бы делают всё проще, потому что доказывают нам пользу или вред того или иного действия или явления.
В отрывке, который мы сейчас услышали, апостол Павел пишет о делах закона и вере во Христа. Объяснить то, как они соотносятся, было для него очень важно, потому что сохранение закона в качестве условия спасения лишало смысла жертву Спасителя. Если можно спастись самому, просто исполняя закон, Христос в качестве спасителя оказывается не нужен. Но опыт жизни самих иудеев говорил о том, что исполнить закон невозможно. И, что ещё важнее, закон не соединяет человека с Богом, это возможно только через Христа, благодаря вере в Него. Впрочем, в таком подходе была другая опасность. Ведь, если человек говорил: «Я верю, что Христос меня спас, очистил и примирил с Богом», это ещё не значило, что он менял что-то в собственной жизни. И, судя по словам апостола, находились люди, которые называли себя верующими и продолжали грешить. Обращаясь к тем, кто позволил себе подобное совмещение, Павел показывает, к чему ведёт такой путь. Соединившись с Христом и продолжая грешить, человек как будто бы делал грешником и самого Спасителя. Но так как это было совершенно исключено, оставалось другое — такой человек возвращался в своё греховное состояние. Никого не заставляя и не обличая, апостол заводит речь о себе, чтобы каждый, кто решится, мог последовать за ним.
Не имея возможности исполнить весь закон, он умер для закона, но верой ожил для Бога. Он не верит больше в спасительность закона, но верит в спасительность любви Христовой. Иисус приходит и умирает на кресте, проявляя верность Отцу. Исполняя волю Божию о Себе, Христос исполнил волю Божию о каждом человеке. Своей верностью Богу, Он проложил путь верности для каждого человека. Павел убежден, что, вверив себя в руки Христа и решительно встав на путь исполнения воли Божией, он сам обретёт в Нём новую праведность, так что сможет сказать: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос». Речь совсем не о потере апостолом своей личности. Отнюдь. Но о том, что во Христе апостол обретает Того, в Чью помощь и поддержку может верить совершенно. И теперь, продолжая жить во плоти, то есть не став совершенно идеальным, не преодолев все свои немощи, апостол живёт не тем, что уверен в себе, но верой в Сына Божия, Который возлюбил его и умер для его спасения. Впрочем, возлюбил не только его и умер не только за него, но и за каждого из нас.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Подарим Жене возможность гулять

Одно из любимых занятий семилетнего Жени Бортенёва из Омска — рисовать красками. Удерживать кисточку в руке он не может, поэтому вместо неё использует пальцы, что для него гораздо интереснее. Мама расставляет перед ним разноцветные баночки, и, погрузившись в мир фантазии, Женя начинает творить. От этого жизнь становиться ярче и веселее!
Дни напролёт мальчик проводит сидя в коляске, поскольку не может ходить. Ещё Женя плохо говорит и с трудом шевелит руками. Беда пришла в семью, когда ребёнку не было ещё и года. После тяжёлой болезни совершенно здоровый до этого мальчик стал абсолютно беспомощным. Спустя шесть лет непрерывных занятий, лечения и реабилитаций его самочувствие улучшилось: он окреп, научился двигаться и произносить слова. Семья старается сохранять веру в лучшее и находить поводы для радости, чему учит и Женю. Ему нравится вместе с мамой читать сказки и стихи, учиться рисовать и лепить из пластилина, а больше всего мальчик любит проводить время на улице. Только с каждым разом прогулки даются ему всё сложнее. Вследствие болезни у мальчика сильно искривился позвоночник. И чтобы он мог гулять с комфортом и без вреда для здоровья, необходима специализированная прогулочная коляска, которая будет учитывать его особенности. Такую дорогостоящую технику семья из Омска позволить себе не может, поэтому обратилась за помощью в фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите подарить Жене Бортенёву возможность больше времени проводить на свежем воздухе, переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







