Однажды, уезжая из Вифлеема, писатель Владимир Крупин решил поинтересоваться у администратора отеля, где он жил, чем русские паломники отличаются от остальных – ну, например, американцев, немцев, французов. Оказалось – чемоданами! У отъезжающих русских в них - сплошь вода, камни, листья, цветы. О предметах, которые так хочется увезти с собой на память из святых мест, о чувствах, с которыми ступаешь на Святую Землю, и ещё обо многих интересных и удивительных вещах рассказывает Владимир Крупин в своей книге «Незакатный свет. Записки паломника».
Открывает книгу повествование о Святой Горе Афон. Писатель настолько тонко стремится передать её атмосферу, что ухитряется в простых словах своего повествования дать нам услышать и шум моря у берегов Афона, и шелест олив и кипарисов под лёгким южным ветром, и звон монастырских колоколов. Он рассказывает о чудесах Святой Горы – например, о светописанном образе Пресвятой Богородицы, явившемся в русском Свято-ПантелеИмоновом монастыре. В августе тысяча девятьсот третьего года в обители раздавали нищим милостыню - краюхи простого чёрного хлеба. Один из монахов решил сделать общую фотографию. А когда получили отпечатки с фотопластинок, на них отчётливо была видна фигура Божьей Матери, держащей в руках хлеб, только что полученный из рук монахов! Эта фотография и получила впоследствии название Светописной иконы Богородицы.
Владимир Крупин в своей книге «Незакатный свет. Записки паломника» не только описывает увиденное, но и размышляет - о том, например, чем паломничество отличается от туризма, и много ли упускаешь, отправившись, к примеру, в Иерусалим не с группой единоверцев, а по путёвке туроператора.
Свои ощущения от визита на Святую Землю автор описывает так, что побывавшие там, снова увидят всё как наяву. А мечтающие туда попасть - живо и ярко представят ночное Вифлеемское небо в звёздах и прочувствуют каждый камень на Виа ДолорОза - Крестном Пути Христа на Голгофу.
А ещё из книги можно почерпнуть массу незаменимых практических советов от бывалого паломника. Например, узнать о некоторых особенностях прохождения Израильской таможни, или о том, как избежать провокаций со стороны феминисток в порту УранОполиса, откуда идут корабли на Афон. Владимир Крупин пишет о таких вещах всегда не без доли здорового юмора. Потому что всё это – лишь приметы времени. А времена меняются. И лишь Святые места по-прежнему остаются на нашей грешной Земле, и продолжают посылать людям свой Незакатный свет.
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.