Выдающееся значение во всех начинаниях Иоанна Грозного принадлежало митрополиту Макарию, старцу уже подошедшему к семидесятому году жизни и беспредельно преданному Православию, Родине и своему молодому Государю.
Величайшей заслугой Макария было возбуждение в Иоанне благородного честолюбия, путем указания ему великих задач, лежащих на Московских Государях. По совету Макария Иоанн венчался на Царство, что может быть было неприятно некоторым из его бояр, так как еще более возвышало его над ними, но должно было давно совершиться ввиду роста Московского Государства, а главное, ввиду перехода к Москве значения третьего Рима, почему Московский Государь и являлся верховным охранителем единой истинной Православной веры.
Макарию, без сомнения, принадлежала мысль и о созыве Церковного собора, а может быть также и Земского. Но, как и подобает истинному и верному Царскому слуге, Макарий нигде не выставлял свою деятельность напоказ, а делал все так, что виновником всех благих преобразований являлся Иоанн.
К важным сторонам деятельности Макария следует отнести также составление по его поручению подробных Житий всех Русских Святых и написание Степенной Книги, начатой митрополитом Киприаном, в которой последовательно, по степеням, изложено правление всех Русских великих князей с древнейших времен.
По поручению Макария же было предпринято составление большой летописи, так называемой Никоновской, и вероятно также и Софийского временника. Наконец, при Макарии начался и расцвет русской живописи.
Ни в одном Государстве Европы, да и вообще во всем мире, нет таких богато украшенных рисунками летописей или Житий Святых, как у нас. К сожалению, почти никто из составителей этих летописей и живописцев, украшавших их изображениями, не оставили нам на память, из смирения, своих имен. К сожалению также, строго придерживаясь в иконописании древних образов, они не выучились писать изображений с живых людей, почему у нас почти нет портретов Русских Государей и выдающихся личностей XVI века, а немногие из имеющихся едва ли передают правильно черты лица тех особ, с которых они писаны.
В том же 1551 году, когда состоялся Стоглавый собор, Макарий исходатайствовал у Иоанна разрешение освободить от заточения известного Максима Грека, противника монастырского землевладения и страстного обличителя всякой неправды, попавшего вследствие несчастного стечения обстоятельств, под церковный суд и заточенного при Василии Третьем.
Макарий не был сторонником Максима Грека по вопросу о владении монастырями землею, и принадлежал к противоположной по взглядам партии Осифлян, но высоко ценил его праведную жизнь.
В Максиме Греке, несмотря на многолетнее заключение, был как и прежде силен «огнь ревности яже по Бозе» и он, продолжал писать свои обличительные тетради. Так, против дурного правления бояр во время юности Иоанна он написал беспощадно резкое «Слово». А затем написал и самому Иоанну замечательные по своей полной безбоязненности и превосходным мыслям — «Главы поучительны к начальствующим правоверно».
На какие стороны преобразований Иоанна Грозного имел влияние Алексей Адашев неизвестно. Но он, как начальник Челобитного Приказа имел непрерывные и постоянные сношения с Государем.
Поп Сильвестр, по-видимому, имел, главным образом, влияние на религиозное чувство Иоанна. Причем он вмешивался и в домашнюю жизнь молодого Государя. Но вместе с тем Сильвестр был очень склонен оказывать свое влияние и на государственные дела.
Большое влияние на преобразования Иоанна — оказали также взгляды и мысли некоего Ивана Пересветова, записки которого хранились в Государевой казне. Иван Пересветов был уроженец Русских областей, находившихся под властью Литвы. Он прибыл в Московское Государство и поступил на военную службу в малолетство Иоанна; здесь он прекрасно изучил весь строй нашей жизни, испытав при этом лично на себе многие великие неправды во время боярского правления. В нескольких своих «книжках», переданных им Иоанну в 1549 и 1550 годах, он горячо проводил мысли о необходимых по его мнению преобразованиях.
Важнейшие мероприятия, предложенные Пересветовым заключались в следующем: Царская власть должна быть неограниченна и грозна против боярского своеволия. Отменить кормление - собирать все доходы в Государеву казну и из нее платить жалованье всем служилым людям. Учредить постоянное, отлично обученное и храброе войско из верных Царских слуг, щедро награждать их и выдвигать только по личным достоинствам, а отнюдь не вследствие родовитости.
В таком войске и в военных людях, а не в вельможах, заключается, по мнению Пересветова, сила Государства. Оно обеспечит его внешнее могущество и будет способствовать внутреннему благосостоянию.
В речи Иоанна перед открытием Земского собора 1550 года, многие из мыслей Пересветова прямо были высказаны молодым Царем. Очевидно, они вполне совпадали с его собственными. То же можно сказать по отношению и общего духа преобразований, предпринятых Иоанном.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.