Как я иногда завидую православным иностранцам!
Они, как правило, бывшие протестанты или католики, или интересовались индуизмом и буддизмом, или какими-то эзотерическими практиками. И вдруг такой человек, живущий, например, в американском штате Оклахома, открывает для себя Православную Церковь. Как это происходит? Непонятно, таинственно. Но обычно такой человек ищет чего-то главного, чего ему не хватает в своей нынешней религии. И это главное он находит в Православии. Это главное — Христос. Такой иностранец ничего не знает о внешней стороне жизни Православной Церкви — и оттого ему ничего не остается, как смотреть сразу в корень. Вернее, так: внешняя сторона жизни — красота обряда, жизнь общины, ритуал — все это можно найти и во многих других религиозных традициях. У католиков порядки свои, у протестантов свои, у буддистов свои. И значит, если человека что-то в этой традиции не удовлетворяет и он находится в поиске, он уже не обращает внимания на внешнюю привлекательность, не ищет внешней красоты, но ищет красоты внутренней. И часто путь такого поиска приводит его в Православие. И с первых шагов в незнакомой пока религии ему важно понять, чем же это принципиально отличается от всего того, что он видел раньше. Что есть здесь, чего нет где-то еще. Сам вектор поиска направлен внутрь. И в этом смысле просто красота обряда или любые другие внешние формы человека не удовлетворят. Ему нужна суть. И он понимает: суть — это Христос. И Православие — это Христос. Нигде так не следуют за Христом всей своей жизнь, как здесь.
Почему я такому иностранцу завидую? Потому что мне иногда кажется, что, жизнь в исторически православной стране, как будто надевает на глаза шоры и делает человека менее чутким, к тому богатству, которое вокруг него есть вот уже много веков. Я, например, с детства видел вокруг церкви и монастыри, пускай ставшие музеями. Всегда знал, что Церковь — что-то очень русское и очень древнее. И как будто не придавал этому никакого значения. Присутствие всего этого вокруг воспринималось как воздух, которого не замечаешь. И когда мне впервые предложили поглубже узнать о Церкви — я сразу решил, что мне сейчас будут говорить об обрядах, традициях и куличах на пасху. То есть, о чем-то внешнем — что казалось бы и так знакомо. Предположить, что за внешнем стоит что-то внутреннее и мне совершенно незнакомое и неизведанное, я просто не мог — потому слишком привык воспринимать вокруг себя именно это самое внешнее.
Впрочем, все, конечно же, не так линейно в жизни. Есть и иностранцы, которых привлекает в церкви ее необычный облик — облачения священников, запах ладана, звон колоколов. Этакая чудная сказка, в которой хочется время от времени погружаться, спасаясь от рутины. Вот только к религии эта сказка имеет мало отношения. Но есть и жители православных стран, которым удается продраться через завесу привычности и посмотреть на Церковь глазами иностранца — как будто видишь ее в первый раз и хочешь понять ее суть. Таким людям, как правило, их мудрые учителя говорят одну простую, но переворачивающую вещь: христианство — это от слова «Христос».
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема