Преемники Алекандра Невского на великом княжении Владимирском были обыкновенными грешными людьми, обуреваемыми страстями. Они не могли нести самоотверженный подвиг служения Родине так, как его нёс Александр. Наоборот, взаимные счеты и соперничество с братией имели среди них первенствующе значение. Так было при братьях Невского — Ярославе и Василии. Еще хуже пошли дела при старших сыновьях Александра — Димитрии и Андрее.
Между ними не замедлила возникнуть продолжительная и кровавая борьба, в которой несколько раз принимали участие и Татары. Они приходили поддерживать Андрея и при этом сильно опустошали всю Землю.
Время великого княжения Андрея было одно из самых безотрадных в жизни Русской Земли.
После покорения нашей Родины Татарами, наибольшее значение и самостоятельность сохранила за собой Северо-Восточная Русь. Но получение её великокняжеского стола зависело уже исключительно от наших новых владык. Кто из князей был в состоянии истратить в Орде больше денег на подкуп ханских вельмож, тот и мог рассчитывать получить ярлык на великое княжение.
Это повело к сильному ослаблению родового единства между князьями.
Уделы теперь составляли полную собственность княжеской семьи. По смерти отца, владения его переходили не к брату, а к детям, и делились между ними. Это вызвало сильное мельчание уделов. Князья же, в них сидевшие, делались все более и более чуждыми друг другу.
Даже добившись великокняжеского стола, князья уже не идут во Владимир, а присоединяют его к своему княжеству и управляют им из своего удела. Свои отношения к другим князьям они определяют каждый раз особыми договорами, в которых подробно объяснялась степень зависимости одного князя от другого.
Новгород, будучи расположен далее других земель от татар, крайне неохотно шел на то, чтобы участвовать со всеми русскими людьми в несении тяжелого Татарского ига. Великие же князья, принужденные платить огромную дань, постоянно нуждались в деньгах и считали справедливым требовать, чтобы и богатый Новгород участвовал в этих расходах.
Уже преемник Александра Невского, брат его Ярослав, вел настолько ожесточенную борьбу с Новгородом, что хотел даже призвать себе на помощь Татар. И только другой брат его, Василий, успел отклонить эту беду от Новгорода. Та же борьба с Новгородцами шла постоянно и у прочих великих князей.
Отношения Татар к Русской Земле по смерти Александра Невского продолжали быть крайне тяжелыми. В 1266 году умер хан Берке и «была ослаба Руси от насилия Татарского», — говорит летописец. Но в 1275 году последовала новая перепись населения. Конечно, с величайшими насилиями.
В 1270 году погиб мученической смертью Рязанский князь Роман Ольгович. Он удерживал от насилий одного Татарского баскака при сборе дани, а тот пожаловался в Орду, донося, что Роман поносит Татар и их веру. Тогда Романа вызвали в Орду и там предложили ему на выбор: или отступиться от христианства, или быть убитым. Роман выбрал последнее. Память святого мученика Романа чтится нашей Церковью 19 июня.
Русские люди, по смерти Александра Невского, должны были нести и другую тяжелую повинность. Татары стали требовать от Русских вспомогательных отрядов для своих походов.
После смерти Даниила Романовича, Галицкая Земля разделилась между тремя его сыновьями — Львом, Мстиславом и Шварном, а Волынь осталась по-прежнему за дядей их — Васильком Романовичем.
Доблестный Василько Волынский пережил своего горячо любимого брата на двенадцать лет и умер смиренным монахом близ Львова. Ему наследовал единственный сын его — Владимир-Иоанн. Отличаясь большой храбростью и страстью к охоте, он вместе с тем был очень набожным и высокообразованным человеком, за что и получил прозвание Философа. Много потрудившись на пользу своей Земли, последние годы своей жизни Владимир был тяжко болен гниением нижней челюсти и переносил свои страдания с великим смирением. Будучи бездетным, он завещал свой стол двоюродному брату — Мстиславу Данииловичу. А все свои сосуды и вещи из золота и серебра перелил в гривны и роздал бедным.
Когда, в 1288 году, он умер во Владимире Волынском, то все граждане, от мала до велика, провожали его в могилу.
8 ноября. О явленных и до времени не явленных миру святых

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».
О явленных и до времени не явленных миру святых — игумен Назарий (Рыпин).
Речь идёт о святости и праведности человека. То есть праведник, как бы он ни скрывал свою добродетель, всё равно он будет узнаваем. Как и апостол Павел говорит: «Мы гонимы, но узнаваемы».
И безусловно, это должно послужить нам ободрением в том, что не только какие-то греховные дела откроются. Безусловно, это так. В день Страшного Суда откроются все помышления сердечные, все движения нашего сердца, не говоря уже о делах, которые мы совершали, и словах, которые мы сказали. Даже какие-то взгляды, малейшие движения сердца, они будут объявлены.
Но тем не менее, Господь здесь говорит о том свете духовном, который является через людей праведной жизни. О том, что настоящий праведник не сможет скрыться, хоть как бы он себя ни скрывал.
В этом для нас великое обетование утешения, именно потому, что мы считаем порой, что святых вроде бы уже и нет, но пока существует этот мир, праведники были, есть и будут. Но, как говорят святые отцы, что до скончания века не иссякнут святые, но святые последних дней примут, раскроют себя от лица людей.
И всё же для нас это утешение в том, что Господь всегда будет являть в Своей Церкви святых до конца времен.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом

В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный».
О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом — священник Родион Петриков.
Слова апостола Павла звучат особенно глубоко в день, когда Церковь вспоминает страшное землетрясение 740 года в Константинополе. В этот день византийскую столицу потрясла катастрофа: рухнули стены, дома, башни. Император-иконоборец Лев Исавра, который гнал верующих, увидел в этом Божий знак.
Люди, переживая ужас, вышли на молитву. И тогда случилось чудо. Юноша, вознесшийся во время моления, принес с небес ангельские слова: «И Я с вами, и никто против вас». Землетрясение прекратилось, но главное — обнажилась правда: всё земное шатко и неустойчиво, как та самая хижина из слов апостола.
Что же это событие открывает нам сегодня? Во-первых, Павел называет тело хижиной не из презрения, но чтобы сказать, что наша истинная крепость в Боге. Во-вторых, что для нас разрушение хижины — это не только катастрофы, но болезни, утраты и кризисы веры. И Бог допускает их, но не для наказания, а чтобы мы увидели под ногами зыбкий песок, а над нами — вечные небеса.
И если тревога трясет наш внутренний мир, вспомним кондак этого дня: «И избавь от труса тяжкого, и воззови: „Аз есьм с вами“». Это в-третьих.
Наконец, последнее, что мы можем узнать в этом дне, это то, что если мы теряем опору, то вспомним, что наша жизнь — это не просто сиюминутная палатка, а стройка вечности. Каждая молитва, каждое доброе дело, прощение — это всё кирпичики небесного дома.
Пусть память о Царьграде и страшном землетрясении научит нас, что, даже когда рушатся стены, Бог не оставляет Своих. Как писал святитель Феофан Затворник, настоящая жизнь — это переход в вечность. Идите туда с надеждой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О подвиге Великомученика Димитрия Солунского
Сегодня 8 ноября. День памяти Великомученика Димитрия Солунского, военачальника, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О его подвиге — протоиерей Василий Гелеван.
Молодой человек Димитрий, перспективный, принял Христа, будучи научен вере христианской. Но от него-то ждали другого, от него ждали, что он будет преследовать христиан. А святой Димитрий открыл воскресную школу, покровительствовал христианам. И когда об этом донесли императору, немедленно градоначальника арестовали и подвергли пыткам.
Но он не был слаб духом, он не отрёкся от Христа, он пронёс все эти пытки. Больше того, он даже ученика своего Нестора научил, как противостоять злу. Нестор был небольшого роста, некрепкого телосложения, но бросил вызов великану Лию, низверг его и победил. И это, конечно, школа Димитрия.
И когда мы молимся святому великомученику Димитрию, мы молимся в том числе о научении: научи нас, святой, как нам победить наших врагов. Наши воины молятся святому великомученику Димитрию. Исторически всегда святой Димитрий Солунский был покровителем русского воинства.
В честь святого Димитрия Солунского крестили будущего великого князя московского Дмитрия Донского, который теперь сам святой. И святому Димитрию Солунскому посвящены самые древние до нас дошедшие иконы и мозаики.
Святой Димитрий Солунский по праву стоит в первых рядах небесных покровителей православного христолюбивого воинства.
Все выпуски программы Актуальная тема







