Преемники Алекандра Невского на великом княжении Владимирском были обыкновенными грешными людьми, обуреваемыми страстями. Они не могли нести самоотверженный подвиг служения Родине так, как его нёс Александр. Наоборот, взаимные счеты и соперничество с братией имели среди них первенствующе значение. Так было при братьях Невского — Ярославе и Василии. Еще хуже пошли дела при старших сыновьях Александра — Димитрии и Андрее.
Между ними не замедлила возникнуть продолжительная и кровавая борьба, в которой несколько раз принимали участие и Татары. Они приходили поддерживать Андрея и при этом сильно опустошали всю Землю.
Время великого княжения Андрея было одно из самых безотрадных в жизни Русской Земли.
После покорения нашей Родины Татарами, наибольшее значение и самостоятельность сохранила за собой Северо-Восточная Русь. Но получение её великокняжеского стола зависело уже исключительно от наших новых владык. Кто из князей был в состоянии истратить в Орде больше денег на подкуп ханских вельмож, тот и мог рассчитывать получить ярлык на великое княжение.
Это повело к сильному ослаблению родового единства между князьями.
Уделы теперь составляли полную собственность княжеской семьи. По смерти отца, владения его переходили не к брату, а к детям, и делились между ними. Это вызвало сильное мельчание уделов. Князья же, в них сидевшие, делались все более и более чуждыми друг другу.
Даже добившись великокняжеского стола, князья уже не идут во Владимир, а присоединяют его к своему княжеству и управляют им из своего удела. Свои отношения к другим князьям они определяют каждый раз особыми договорами, в которых подробно объяснялась степень зависимости одного князя от другого.
Новгород, будучи расположен далее других земель от татар, крайне неохотно шел на то, чтобы участвовать со всеми русскими людьми в несении тяжелого Татарского ига. Великие же князья, принужденные платить огромную дань, постоянно нуждались в деньгах и считали справедливым требовать, чтобы и богатый Новгород участвовал в этих расходах.
Уже преемник Александра Невского, брат его Ярослав, вел настолько ожесточенную борьбу с Новгородом, что хотел даже призвать себе на помощь Татар. И только другой брат его, Василий, успел отклонить эту беду от Новгорода. Та же борьба с Новгородцами шла постоянно и у прочих великих князей.
Отношения Татар к Русской Земле по смерти Александра Невского продолжали быть крайне тяжелыми. В 1266 году умер хан Берке и «была ослаба Руси от насилия Татарского», — говорит летописец. Но в 1275 году последовала новая перепись населения. Конечно, с величайшими насилиями.
В 1270 году погиб мученической смертью Рязанский князь Роман Ольгович. Он удерживал от насилий одного Татарского баскака при сборе дани, а тот пожаловался в Орду, донося, что Роман поносит Татар и их веру. Тогда Романа вызвали в Орду и там предложили ему на выбор: или отступиться от христианства, или быть убитым. Роман выбрал последнее. Память святого мученика Романа чтится нашей Церковью 19 июня.
Русские люди, по смерти Александра Невского, должны были нести и другую тяжелую повинность. Татары стали требовать от Русских вспомогательных отрядов для своих походов.
После смерти Даниила Романовича, Галицкая Земля разделилась между тремя его сыновьями — Львом, Мстиславом и Шварном, а Волынь осталась по-прежнему за дядей их — Васильком Романовичем.
Доблестный Василько Волынский пережил своего горячо любимого брата на двенадцать лет и умер смиренным монахом близ Львова. Ему наследовал единственный сын его — Владимир-Иоанн. Отличаясь большой храбростью и страстью к охоте, он вместе с тем был очень набожным и высокообразованным человеком, за что и получил прозвание Философа. Много потрудившись на пользу своей Земли, последние годы своей жизни Владимир был тяжко болен гниением нижней челюсти и переносил свои страдания с великим смирением. Будучи бездетным, он завещал свой стол двоюродному брату — Мстиславу Данииловичу. А все свои сосуды и вещи из золота и серебра перелил в гривны и роздал бедным.
Когда, в 1288 году, он умер во Владимире Волынском, то все граждане, от мала до велика, провожали его в могилу.
19 мая. О свидетельстве Христа о Боге Отце

В 8-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня».
О свидетельстве Христа о Боге Отце — священник Николай Конюхов.
Люди не узнали в Христе Мессию, потому что у них были определённые представления и о Боге Отце, и о грядущем Мессии Израиля. И поэтому в их сердца не входили те слова, которые говорил Христос.
И когда Господь сам свидетельствовал, что Он пришёл от Отца, то, к сожалению, это свидетельство не входило в сердца иудеев, поскольку у них и об Отце было достаточно ложное представление. Они не могли представить, что вот Бог сам придёт в этот мир пострадать за людей, что предстоит Ему претерпеть множество испытаний, искушений и в итоге быть убитым и воскреснуть в третий день. И поэтому они не принимали свидетельства Господни.
Для нас очень важно знать, кто наш Отец, и периодически проверять: а наши представления правильные, они соответствуют действительности, или мы пытаемся Бога поместить в свои собственные представления? А для этого необходимы две вещи.
Первое — это знание традиции, знание того предания, толкования, которое существует. То есть мы знаем Священное Писание и как это Писание понималось в Церкви.
А второе — это личный религиозный опыт, когда мы общаемся с Богом, и Он становится для нас не чем-то абстрактным, не чем-то высоким, находящимся за тридевять земель где-то на седьмом небе, а близким Отцом по-настоящему, как мы молимся «Отче наш». Это не просто некое обращение. А если посмотреть еврейский оригинал, там слово «авва-отче», то есть «отец-папа» — такое тёплое обращение к Отцу.
Хочется в сегодняшний день пожелать, чтобы для всех для нас Бог стал именно таким близким небесным Отцом, к которому мы с любовью относимся.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 мая. О духовной связи последнего российского императора со своим небесным покровителем

Сегодня 19 мая. В день празднования памяти ветхозаветного праведного Иова Многострадального в 1868 году родился император Николай Второй.
О духовной связи последнего российского императора со своим небесным покровителем — протоиерей Михаил Самохин.
Даже святых людей не всегда называют при рождении по святцам. Так и император Николай II, родившийся по старому стилю 6 мая 1868 года в Царском Селе, получил традиционное для Романовых имя Николай, в память о старшем брате своего отца, собственном дяде, российском цесаревиче Николае Александровиче, который умер молодым в 1865 году.
В Европе этот день на календаре был обозначен как 18 мая. Сейчас разница между календарями увеличилась, и 6 мая по юлианскому календарю — по григорианскому календарю уже 19 мая. Однако для Церкви ничего не поменялось, и днём рождения последнего российского императора, страстотерпца Николая Александровича, остаётся день памяти Иова Многострадального.
Несмотря на то, что император не носил имя Иова, духовная связь его с этим персонажем Ветхого Завета очевидна, и прежде всего в безропотном принятии от Бога всего, что Господь посылает, в твёрдой вере и уповании на Спасителя, даже до смерти. За это Николай Александрович и вся его семья получили венцы святых царственных страстотерпцев.
Нам тяжело подражать такому подвигу. Но всё же путь святости, заповеданный каждому из нас, состоит именно в благодарном следовании по пути спасения, уготованному Господом.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 мая. Об уроках жизни святого Иова

Сегодня 19 мая. День памяти Праведного Иова Многострадального, который жил за две-полторы тысячи лет до Рождества Христова.
Об уроках жизни святого Иова — протоиерей Василий Гелеван.
Святой праведник Иов учит нас доверию. Без доверия нет веры. Если хочешь верить в Бога, научись доверять Ему.
Мы верим в Отца Вседержителя, а это значит, верим в то, что Он всё держит в руках. Он заботится, Он исцеляет души, как великий хирург. Иногда эти методы нам кажутся болезненными, но мы верим, что так и нужно для нашего спасения.
Праведный Иов точно не заслуживал таких страданий. Он святой жизни человек. Вот другие заслуживали. Были в его время грешники, каких следовало бы наказать. Но Бог терпит их до поры до времени. А Иову посылает скорби не в наказание, а для того, чтобы закалить его в верности.
Близкие предлагают Иову похулить Бога, отнявшего у него всё: богатство, здоровье, жизнь родных людей, всё, что составляло радость жизни. Бог дал, Бог взял.
Достоевский напишет позднее в том же ключе: «Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной».
Все выпуски программы Актуальная тема