Прихожане вологодского храма Иоанна-Предтечи в Дюдиковой пустыни выходили со службы в расстроенных чувствах. После проповеди священник объявил с амвона, что сегодня отслужил свою последнюю Литургию в этой церкви – из-за бедности прихода епархиальные власти приняли решение сократить штат священнослужителей, и он оказался в числе тех клириков, кому предстояло покинуть Иоанно-Предтеченскую церковь. Прихожанам совсем не хотелось расставаться со своим пастырем, но повлиять на ситуацию они были не в силах. Оставалось молиться, уповая на милость Бога.
На искренние молитвы Господь всегда отвечает. В следующее воскресенье прихожане с радостью увидели своего священника на прежнем месте. Отслужив Литургию, он вышел на амвон с крестом, и взволнованно сообщил:
- Дорогие братья и сестры, вашими молитвами Господь послал благодетеля, заботами которого мы остаёмся служить в нашем любимом храме. Это наш с вами земляк, купец Николай Васильевич Немиров-Колодкин.
«Слава Богу!» - единым радостным вздохом прокатилось по храму. А стоящий у церковных дверей господин в сюртуке из дорогого сукна перекрестился, и вышел на улицу. Это был не кто иной, как сам Николай Васильевич. Оказав помощь храму, Немиров-Колодкин совсем не ждал благодарностей и чествований, и был очень рад тому, что в лицо его тут почти не знают – с тех пор, как он уехал из родной Вологды, прошло немало лет…
Николай родился в обеспеченной купеческой семье, владевшей кожевенным производством, свечным заводом и маслобойней. У супругов Немировых он был десятым ребенком – младшим после восьми дочерей и ещё одного сына.
Когда Николаю исполнилось восемь, умерла его мать. Дела отца постепенно приходили в упадок; через несколько лет скоропостижно скончался и родитель, оставив детям в наследство долги, которые нечем было оплатить.
Николай Васильевич начал всё с нуля. Уехал в Москву с пустыми карманами, и через несколько лет тяжёлой и неустанной работы смог выбиться в купцы первой гильдии, а затем и стать владельцем собственного ювелирного торгового дома. Когда дело стало приносить прибыль, он узнал о том, что на родине терпит большую нужду Иоанно-Предтеченский храм, в котором его когда-то крестили.
Это было первое пожертвование Николая Васильевича – капитал в две тысячи рублей серебром на содержание церковного причта и новые звонкие колокола, самый большой из которых весил больше трёх пудов.
«Какая неописуемая, Божественная радость – давать, ничего не требуя взамен», - писал он одной из своих сестёр. Эту радость ему не терпелось испытать снова. И в тысяча восемьсот семьдесят девятом году Николай Васильевич начинает строительство богадельни в той же Дюдиковой пустыни. Тридцать тысяч рублей было потрачено на возведение каменного трёхэтажного корпуса и хозяйственных построек. Ещё сорок две тысячи Немиров-Колодкин положил в банк под проценты на содержание своего благотворительного учреждения, которое без малого тридцать лет работало и приносило пользу жителям Вологды, и даже после Октябрьской революции не потеряло своё первоначальное назначение. В разные годы в здании бывшей Немировской богадельни располагались военный госпиталь и дом инвалидов.
О тех, кому Николай Васильевич не успел помочь при жизни, он позаботился в своём завещании. Крупные суммы Немиров-Колодкин оставил Александровскому детскому приюту, Вологодскому благотворительному обществу и Обществу врачей. Десять тысяч рублей предназначалось для вклада в Вологодскую городскую думу с тем, чтобы проценты с них ежегодно раздавались беднейшим жителям на Рождество и Пасху. Не забыл Николай Васильевич и про богадельню, которой завещал сорок тысяч рублей; и про Иоанно-Предтеченский храм, которому оставил редкие иконы в драгоценных окладах. Правда, в завещании он всё-таки кое-что попросил взамен: усердных молитв об упокоении своей души.
Псалом 105. На струнах Псалтири
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
2 Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?
3 Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!
4 Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим,
5 дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим.
6 Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду.
7 Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря.
8 Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое.
9 Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше;
10 и спас их от руки ненавидящего и избавил их от руки врага.
11 Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось.
12 И поверили они словам Его, [и] воспели хвалу Ему.
13 Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения;
14 увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой.
15 И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их.
16 И позавидовали в стане Моисею и Аарону, святому Господню.
17 Разверзлась земля, и поглотила Дафана и покрыла скопище Авирона.
18 И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил нечестивых.
19 Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану;
20 и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву.
21 Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте,
22 дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря.
23 И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит [их].
24 И презрели они землю желанную, не верили слову Его;
25 и роптали в шатрах своих, не слушались гласа Господня.
26 И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне,
27 низложить племя их в народах и рассеять их по землям.
28 Они прилепились к Ваалфегору и ели жертвы бездушным,
29 и раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва.
30 И восстал Финеес и произвел суд,- и остановилась язва.
31 И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки.
32 И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них,
33 ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими.
34 Не истребили народов, о которых сказал им Господь,
35 но смешались с язычниками и научились делам их;
36 служили истуканам их, которые были для них сетью,
37 и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам;
38 проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским,- и осквернилась земля кровью;
39 оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими.
40 И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим
41 и предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими.
42 Враги их утесняли их, и они смирялись под рукою их.
43 Много раз Он избавлял их; они же раздражали [Его] упорством своим, и были уничижаемы за беззаконие свое.
44 Но Он призирал на скорбь их, когда слышал вопль их,
45 и вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей;
46 и возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их.
47 Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов, дабы славить святое имя Твое, хвалиться Твоею славою.
48 Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуия!
4 сентября. О хуле на Святого Духа

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
О хуле на Святого Духа — священник Родион Петриков.
Часто этот грех, грех хулы, понимают как какую-то особую кощунственную фразу. Однако суть не в словах, а в глубине, в состоянии сердца человека.
Представьте себе тяжело больного, который отталкивает врача, который несёт ему лекарство. Его гибель не в наказании от врача, а в его собственном выборе.
Так и здесь хула — это не внезапная ошибка, а сознательное, упорное и окончательное отвержение Бога, Который есть любовь и спасение. Это состояние, когда человек зло называет добром, а добро называет злом. И настойчиво отказывается от прощения, которое Бог ему непрестанно предлагает.
Ключ в том, что этот грех — не поступок, а именно состояние. Ведь тот, кто боится, что совершил какой-то кощунственный поступок, уже не находится в этом состоянии, потому что его сердце кается, растревоженное голосом совести.
Так что эти слова Христа Спасителя — это прежде всего серьёзное предостережение о страшных последствиях нашего свободного выбора, который Бог у нас не отнимает. И конечно, одновременно это величайшее утешение, потому что дверь к прощению открыта для всех, кто хоть как-то готов её увидеть.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. Об отношении Преподобного Исаакия Оптинского к братии монастыря

Сегодня 4 сентября. День памяти Преподобного Исаакия Оптинского, отошедшего ко Господу в 1894 году.
О его отношении к братии монастыря — игумен Назарий (Рыпин).
Преподобный Исаакий был очень мудрым настоятелем. Его отличало, что он был очень ровен со всей братией, то есть никого не выделял. Именно поэтому преподобный Исаакий никогда не наказывал за личные оскорбления кого-либо из братьев, стараясь разуметь обидчика. Он проявлял терпение и снисхождение к недостаткам других, помня, что все мы немощны и несовершенны.
И также в наставлениях преподобный Исаакий подчёркивал важность терпения в духовной жизни и непрестанные молитвы как средства для преодоления трудностей и обретения благодати. Однажды одному монаху, пытавшемуся уклониться от послушания, он сказал очень простые слова: «Если не хочешь, то уже как сам знаешь». Эти слова, сказанные с любовью и пониманием, произвели на монаха такое впечатление, что он сразу же раскаялся и принял послушание. То есть он предоставил монаха своей воле, которой тот, имея духовный разум, всё-таки испугался.
Если игумен уже говорит: «Делай, как хочешь», то это, собственно, очень страшные слова для насельника монастыря. И он понимает, что «как хочешь» — это он уже не в руках Божьих, не в пределах послушания Богу через игумена, но предоставлен уже не только своей воле, но и зачастую тирании дьявола в том числе.
Поэтому очень важно в монастыре отсекать свою волю, всё-таки делать по послушанию то, что тебе говорят, тем самым покоряя свою человеческую волю не воле игумена только лишь, а через игумена покоряя свою волю воле Господней.
Все выпуски программы Актуальная тема