В 1335 году посреди Радонежского леса, на берегу реки Кончуры появилась небольшая деревянная церковь. Скромный храм во имя Святой Троицы на холме Маковец возведён был трудами братьев Стефана и Варфоломея. Исполнив волю родителей и проводив их в последний путь, братья удалились в глухие леса и основали пустынь, чтобы жить по самому строгому монашескому уставу. Вскоре, не выдержав сурового образа жизни, старший - Стефан уехал в Москву. А младший – Варфоломей, остался жить один в лесной чаще. Исполнив свою давнюю мечту, он призвал к себе старца игумена Митрофана, который постриг его в монашество с наречением имени Сергий. В то время Сергию было чуть больше двадцати лет.
Слух о духоносном иноке пошёл по округе. Навещали его монахи, которые хотели поселиться рядом. Святой как мог их отговаривал, потому что жизнь в пустыни была очень трудна. Но некоторые все же настаивали, и преподобный не стал прогонять их. Оставшиеся строили себе кельи и жили, во всем подражая ему. Община разрасталась и всё больше походила на монастырь, настоятелем которой братия упросила стать отца Сергия. От мира обитель была скрыта за непроходимыми дремучими лесами, но люди продолжали приходить - кто за наставлением, кто за духовной беседой, а кто за помощью в беде. И никому игумен Сергий не отказывал. А иногда помощь его была чудодейственной.
Чем громче по городам и весям шла слава о святом, тем более скромно он жил. Люди, придя к преподобному, видели перед собой смиренного монаха в разодранной одежде, больше похожего на странника или нищего. Будучи игуменом монастыря, он продолжал сам рубить дрова, носить воду и готовить пищу для братии.
Преподобный Сергий пришел в радонежские леса скромным юношей, с детства стремившимся к монашеской жизни, а преставился прославленным старцем, посвятившим всю свою жизнь служению Богу и людям. Скит, построенный им когда-то в диких лесах, превратился в крупнейший духовный центр России - Троице-Сергиеву Лавру. А на месте маленького деревянного храма во имя Святой Троицы теперь высится Троицкий собор, где покоятся святые мощи преподобного Сергия Радонежского, чудотворца и игумена земли Русской.
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.