История о самарянке, как бриллиант, играет разными гранями, но мы в этот раз посмотрим на нее с одной стороны — как на историю о благодати.
Самарянка приходит к колодцу днем, в жару, а не утром, как обычные домохозяйки - очевидно потому, что она не хочет попадаться на глаза односельчанкам. У нее, как сказали бы сейчас, «все сложно», а почтенные замужние женщины, особенно в патриархальных обществах, склонны ненавидеть «гулящих» лютой ненавистью - опасаясь за своих мужей. Она охотно не ходила бы к колодцу вообще — как она просит Господа, «чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать», но жажда гонит ее за водой.
Жажда - одна из тем этого повествования и одна из важных тем Писания вообще. Как говорит Пророк, «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис.55:1) Эта женщина жаждет воды; но она жаждет и чего-то более другого — не менее необходимого для жизни, чем вода.
Самарянка имела пять мужей - едва ли она овдовела пять раз подряд, скорее речь идет о об отношениях, которые оканчивались разрывом. Ни один из этих мужчин не мог или не хотел ответить на ее потребность в любви, признании и защищенности. Ее потребностью в этом пользовались - и шли дальше. Сначала был период любви, надежды, что вот, наконец, жизнь началась, потом она опять оказывалась у разбитого корыта — жизнь была похожа на воду, которая не утоляет жажду, или утоляет ее на короткое время. Потом она смирилась с тем, что хоть кто-то будет рядом с ней - даже если он ведет себя совсем не как муж.
Бедная женщина долго искала воды в разбитых водоемах — и вот ее встречает Господь.
Иисус говорит ей «все, что она сделала» - и это отнюдь не льстит самолюбию. Но Он говорит это явно как-то иначе - не так, как говорили кумушки у колодца. Кажется, Он обличает ее непутевую жизнь, но это обличение приносит неожиданный плод - она не чувствует себя уязвленной, униженной, отброшенной. Напротив, она решительно идет к односельчанам (тем самым людям, избегая встречи с которыми она пришла к колодцу именно в полдень) и смело проповедует им. «Все, что она сделала», то, что было предметом позора, унижения, вины, обернулось чем-то другим. Иисус видит ее насквозь — но не осуждает и не отвергает ее; вся история ее провала, греха и бесчестья, неправд, которые она сделала и неправд, которые она потерпела от других, оказывается частью чего-то огромного, таинственного и прекрасного — истории ее спасения и спасения всего мира.
Как Иосиф в книге Бытия говорит своим братьям: «вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро» (Быт.50:20) Зло, которое потерпела эта женщина, зло, которое она совершила, Бог таинственным образом обращает к добру. Ее грехи не просто прощены; Христос встречает ее на жизненном пути — и благодаря этому оказывается, что этот путь вел к Нему.
Так бывает — человек становится наркоманом, докатывается до дна, и из глубины взывает к Богу, и Бог вытаскивает его, а история его падения и спасения оборачивается к назиданию и пользе для многих. Или человек совершает преступление, попадает в тюрьму, и там раскаивается перед Богом — тогда Бог берет его грех и его несчастье, и обращает его к спасению. Или абортмахер раскаивается в том зле, которое творил, и становится борцом за жизнь — и Бог использует его прежний страшный опыт в этой новой борьбе.
Это благодать Божия — которая находит сломленных, потерянных, глубоко раненных своими и чужими грехами людей, и дает им достоинство, радость и новую жизнь. Жизнь, которой они делятся с другими — так, что вода, которую дает Христос, делается в них источником воды, текущей в жизнь вечную.
27 января. Об эпохе служения Святейшего Патриарха Кирилла
Сегодня 27 января. В этот день в 2009 году Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был избран Поместным собором шестнадцатым Патриархом Московским и Всея Руси.
Об эпохе служения Святейшего Патриарха Кирилла — протоиерей Артемий Владимиров.
С тех пор пронеслось много лет. Мы видим, какое грозовое время принес нам XXI век и призваны вместе со Святейшим Патриархом денно-нощно проливать наши горячие молитвы пред престолом Вседержителя о единстве русской церкви, возведенной сегодня не на Голгофу, подобную гонениям от большевиков в XX веке, но раздираемую стервятниками, теми тёмными политическими силами, которые хотели бы выклевать у России самое сердце, православие, введя в состояние смуты русскую церковь, сегодня обретшую статус церкви-исповедницы. Речь идёт и об открытых гонениях на православие на Украине, и о гонениях уже не скрытых, но явных — на наши приходы в Европе, в Прибалтике. И мы можем представить себе, какую ношу несёт на своих плечах Святейший Патриарх, молитвы которого столь значимы для нас немощных и грешных, и единство с которым для всех членов русской церкви значимо важно. Да укрепит Господь Святейшего Патриарха Кирилла, и его крестная ноша и стяжкой да будет облегчена!
Все выпуски программы Актуальная тема
27 января. О богослужении дня
Сегодня 27 января. Отдание праздника Богоявления.
О богослужении дня — священник Валерий Голод.
Самые главные праздники нашей Церкви длятся не один день. Попразднство Богоявления продолжается 8 дней, а Отдание — это последний день, когда праздник отдается, то есть завершается. Период Попразднства и день Отдания в богослужении сопровождаются не меньшими торжествами, чем и сам день Крещения Господня. Службы включают в себя тексты праздника, и мы снова и снова вспоминаем евангельские события Богоявления, еще раз поем прекрасные, полные глубокого духовного смысла крещенские песнопения. На утренней в день Отдания поется великое славословие. Говоря об Отдании, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает благодать, связанную с тем или иным событием именно в этот, последний день Попразднства.
Человек не всегда может сразу и в полной мере прочувствовать духовный смысл праздника. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время Отдания с нетерпением, ожидая его возвращения.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 января. О помощи святой Нины Грузинской
Сегодня 27 января. День памяти Святой равноапостольной Нины Грузинской, жившей в четвертом веке.
О помощи святой Нины — священник Стахий Колотвин.
Два месяца назад я в очередной раз с паломниками был у мощей равноапостольной Нины и очень часто грузины спрашивают: батюшка, у вас есть какие-то грузинские корни, что вы снова и снова приезжаете уже пятый раз? Я говорю: нет, но вот у меня маму зовут Нина, бабушку зовут Тамара, потому что эти имена далекие грузинские уже стали родными для русского народа, как и грузинские святые. И тем не менее, вспоминая то, что в эту дату военные победы в Великой Отечественной войне и множество побед в сражениях были совершены с молитвой равноапостольной Нины и на протяжении грузинской истории, однако и сколько было поражений. Был разорен сам Бодбийский монастырь.
Именно для нас, дорогие друзья, надо помнить, что для святой, которая всю жизнь посвятила проповеди Христа, самое главное, чтобы вера православная распространялась. И если вера православная не распространяется в сердце отдельно взятого человека, то будет ли святая такому человеку помогать укрепляться в этом уходе от Господа? Или наоборот, она допустит и наоборот помолится за этого человека, чтобы он прошел через испытания? Если и сам народ не способен сохранить веру христианскую достойно, то покорит этот народ Господь. И, как вот мы помним, и грузинский народ был и под пятой и у монголов, как и наш, а потом и у персов, и у турок, пока Россия не пришла и не вырвала из этих лап иноверцев. Точно так же не нас, дорогие друзья, равноапостольная Нина призывает следовать за Христом, поэтому будем соответствовать, иначе покоримся и мы другим народам. А лучше, конечно, на опережение — просим ее заступничества и исправляемся.
Все выпуски программы Актуальная тема