«Одним миром мазаны». Первоначально это выражение означало быть людьми одной веры.
Но этот самый «мир» не вселенная, и не общество. Не окружающая нас жизнь и даже не мир, как антоним войны.
Это «миро» – смесь масла с ароматическими веществами, которая применяется в Таинстве Миропомазания, следующего после Таинства Крещения.
С этим словом существует и другая путаница: в написании и произношении. «Миро» слово среднего рода с одной «р». Его путают со словом «мирра» (женский род, двойная «р») – ароматической смолой, которая добывается из коры дерева или кустарника, и является компонентом мира.
Слово «миро» происходит от греческого «мирон» – благовонное масло. А действие помазания миром относится еще к ветхозаветным временам.
Свидетельства об этом мы находим в библейской книге Исход. По велению Божию миро составлялось из смирны самоточной – смола миррового кустарника, выступающая на стволе, – корицы благовонной, тростника благовонного, касии и оливкового масла.
«И сказал Господь Моисею…возьми себе самых лучших благовонных веществ…и сделай из сего миро для священного помазания».
Далее Господь сообщает, что этим миром нужно помазать отдельные предметы, и таким образом освятить их:
«и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится».
И также помазать Аарона, и сыновей его, – «посвятить их» – чтобы те стали священниками Господу.
Помазание миром стало знаком осуществления Божьего изволения и сообщило помазанным особое значение, которого они до этого не могли иметь.
Помазание Аарона и его сыновей также выделило их из общего числа людей, и поставило посредниками между Богом и народом.
В последующее время миром помазывались не только священники, но и цари, и пророки.
Таинство Миропомазания в христианской Церкви существует с апостольских времен. Верующему при помазании частей тела освященными миром подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни.
Сегодня, когда говорят «одним миром мазаны» имеют в виду людей, похожих по характеру, поведению или качествам.
У этого выражения существует и ряд синонимичных фразеологизмов: «два сапога пара», «одного поля ягоды», «из одного теста» и других.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема