Горицкий Воскресенский монастырь – самый известный женский монастырь Вологодского края. Он стоит на берегу Шекснинского водохранилища у подножия горы Мауры. Своими белыми башенками, стенами и церквами он похож на сказочный городок. Летом обитель отражается в зеркале водной глади, а зимой, словно видение возникает над снежной равниной.
Основательница обители в Горицах инокиня Евдокия – местночтимая святая. Её мощи в 2007 году были обретены во время ремонтных работ в монастырском Троицком соборе. Её имя хорошо знакомо искусствоведам, занимающимся древнерусским прикладным искусством. Она известна знатокам классического советского кинематографа по фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».
Инокиня Евдокия в миру носила имя Евфросиния и происходила из княжеского рода Хованских. В 1533 году её выдали замуж за удельного князя Андрея Старицкого – младшего сына Ивана Третьего – великого князя московского и объединителя русских земель. Будущему царю Ивану Грозному она приходилось тётей, а её сын Владимир считался одним из возможных кандидатов на престол.
Породнившись с правящей московской династией Рюриковичей, молодая княгиня Ефросиния едва успела насладиться семейным счастьем, как стала жертвой борьбы за власть. На Московской Руси долго не могли определить, как лучше передавать престол: от отца к сыну или от старшего брата к младшему. Когда великим князем стал трёхлетний Иван Васильевич, многие считали, что лучше отдать власть его дяде князю Андрею Старицкому. Между ним и матерью будущего царя Ивана Еленой Глинской разгорелся конфликт. В 1537 году князь Андрей был арестован и умер в московской тюрьме. А его жена Евфросиния с маленьким сыном Владимиром на четыре года оказались в заточении. Только после смерти Елены Глинской они вышли на свободу. Вскоре после освобождения благодарная Богу княгиня Евфросиния положила начало Горицкому монастырю.
Старицкие были восстановлены в правах. Во время свадьбы молодого царя Ивана с царицей Анастасией Евфросиния Старицкая занимала место его покойной матери. В это же время Евфросиния заводит златошвейные мастерские, сама вышивает и собирает вокруг себя лучших мастериц. Между двоюродными братьями Иваном и Владимиром складывались дружеские отношения. Владимир Андреевич Старицкий смолоду проявил воинские таланты. Во время взятия Казани именно он повёл войска на решающий штурм. Что же касается претензий на престол, то Владимир старался не давать брату поводов усомниться в своей преданности.
Так было до весны 1553 года, когда царь Иван Васильевич заболел и находился при смерти. Некоторые бояре и даже близкие соратники царя опасались, что если царём станет малолетний сын Ивана Дмитрий, то непременно начнётся политическая смута. Так уже было в малолетство самого Ивана. Появилась идея сделать новым царём Владимира Андреевича. Царь Иван выздоровел, но с тех пор между ним и Старицкими растёт недоверие.
Умная и влиятельная тётка царя любила при случае показать свой характер. Это только усиливало подозрительность Грозного. Наконец, в 1563 году Старицкие по ложному доносу попадают в опалу. Евфросиния была пострижена в иноческий чин с именем Евдокия и отправлена в основанный ею Горицкий монастырь.
Приняв свой жребий от Бога, инокиня Евдокия пребывала в посте и молитве, занимаясь рукоделием. Предметы вышитые ею и её златошвейками в Горицком монастыре являются настоящими шедеврами и лучшими образцами древнерусского лицевого шитья. Среди них пелена – Спас Великий Архиерей, где Господь предстаёт в епископском облачении; явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому; но самыми совершенными были Плащаницы, изображающие положение Христа во гроб.
Унылыми зимними вечерами, когда тьма покрывает снежные завалы, преграждающие путь в обитель, горицкие сёстры яркими красными, фиолетовыми и золотыми нитями изображали вечную историю Искупления рода человеческого.
После того как митрополит Филипп, был свергнут с Московской кафедры, ничто уже не мешало Грозному расправиться с двоюродным братом. По сфабрикованному делу о заговоре Владимир Андреевич был арестован. Его вместе женой и детьми заставили выпить яд. Поздней осенью 1569 года отряд опричников прибыл в Горицы. Инокиню Евдокию с несколькими сёстрами утопили в реке Шексне. Тела умученных погребли в обители, а со временем над их могилами вырос величественный Троицкий собор. Практически сразу же началось почитание инокинь-страстотерпиц.
Остались от Старицкой княгини Евфросинии вышитые ею работы, которые теперь хранятся в музеях и храмах России. Осталась память о сильной, умной и благочестивой русской женщине, которая в лишениях не утратила веры и любви.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Страстная Пятница, воспоминание Распятия Спасителя;
— Христианство — как изменило мир?
— Великая Суббота — день страха, день покоя, или день суеты?
— Художественные произведения на тему страданий Христа;
— Как «дорасти» до Воскресения Христова?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия