Михаил и Мария Шолоховы прожили вместе шестьдесят лет. Пролетели эти годы как один день. Выражение «душа в душу» - это о них – любящих и любимых друг другом – большом русском писателе и его жене.
В 1920 году в станице Букановской Царицинской губернии юный Миша впервые увидел Марусю Громославскую. До революции девушка училась в Усть-Медведицком епархиальном училище. А в Гражданскую войну, когда воспитанниц распустили, вернулась домой в Букановскую и стала работать учительницей. В это же время там появился и Шолохов – юноша из станицы Вёшенской Донского округа, успевший до войны поучиться в нескольких гимназиях, в том числе в одной из лучших московских – Шелапутинской.
В Букановскую Михаила направили работать сначала инспектором, потом писарем и счетоводом. Мише тогда исполнилось всего 15 лет. Его первая встреча с Марией была незабываемой. Маруся под дождём возвращалась с огорода – окапывала картошку. Девушка была перепачкана землёй и, конечно, не думала о том, что с внезапно появившимся на дороге мальчиком она пройдёт рука об руку всю жизнь. Но знакомство состоялось, оно переросло в дружбу и когда спустя два года Михаил уезжал учиться в Москву, Маруся дала слово его ждать. Ещё через два года они обвенчались в Букановской церкви и с тех пор не расставались.
Шолоховы перебрались в Москву, где Михаил писал свои первые рассказы, а Мария их переписывала от руки – пишущей машинки у них не было. Так продолжалось шесть лет, пока Шолохов, горя желанием избавить жену от тяжёлой работы, не приобрёл печатную машинку «Ремингтон». Так что романы «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Мария приводила в надлежащий вид лёгким нажатием кнопок. Как это часто случается в писательских семьях, жена была первым читателем произведений супруга, их первым редактором и первой советчицей, без которой Михаил не мог обходиться даже нескольких часов.
Дети, а Мария подарила Шолохову трёх дочерей и сына, рассказывали, что если мамы долго не было дома, отец без конца задавал всем один вопрос: «Где моя Маруся?». Она была оплотом семейного благополучия Шолоховых и роль хозяйки большого дома вела талантливо. Никогда не сердилась, никого не ругала, не повышала голоса. Умудрялась строго следить за детьми и в то же время воспитывала в них самостоятельность. Шолохов поступал так же. Не заставлял никого зубрить уроки, даже в их школьные дневники не заглядывал. Но если в поведении детей ему что-то не нравилось, умел так посмотреть, что провинившийся тут же бросался исправлять ошибки.
Михаил Александрович и Мария Петровна тоже понимали друг друга без слов. Шолохов даже как-то сказал жене: «Хорошо, Маруся, что мы одинаковые». Их дочь Светлана говорила о родителях: «Они как веревочкой связаны. Мама всегда жила папиной жизнью, своей у неё не было. Либо надо было для папы что-то от руки переписывать, либо печатать, либо ехать с ним на охоту и рыбалку. Он без неё никуда не ездил».
Жили Шолоховы совсем небогато. Младшие дети донашивали одежду старших, а в платяном шкафу, вспоминала дочь писателя Мария, «болтались одно или два маминых платья, папино галифе и ещё что-то в этом духе». И жила семья, кстати, не в Москве и не в подмосковном писательском посёлке Переделкино, а на родине Михаила Александровича - в станице Вёшенской.
Возле дома Шолоховы разбили сад. Каждое летнее утро, встав раньше всех, Михаил Александрович срезал розу, приносил её в комнату спящей жены и оставлял у изголовья кровати. Так что новый день всегда встречал Марию Петровну цветами. 11-ого января 1984 года исполнилось шестьдесят лет со дня свадьбы Шолоховых. Михаил Александрович тогда лежал в больнице. Но забыть о таком событии его не могла заставить никакая болезнь. Шолохов вручил жене букет роз и сказал в шутку: «Видишь, Маруся, шестьдесят лет с тобой прожили и ни разу не разводились».
После смерти мужа Мария Петровна старалась держаться: бодрилась, живо интересовалась делами детей, воспитывала внуков, нянчила правнуков. А когда кто-нибудь говорил о её большой роли в судьбе Шолохова, отвечала: «Ну, какая моя заслуга. Мы просто понимали друг друга».
14 марта. О заповедях Божьих

В 6-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни».
О заповедях Божьих — священник Алексий Дудин.
Заповеди Божии, по сути дела, являются границами нашей духовной безопасности. Заповедь можно сравнить с факелом, который освещает край пропасти, чтобы человек в эту пропасть не свалился. Заповеди не лишают нас свободы воли, они не лишают нас свободы действия, они лишь указывают нам то, что является для нас либо спасительным, либо погибельным. А дальше, используя эти заповеди, человек волен действовать на этой земле так, как он желает сам. Про заповеди мы знаем, что были заповеди в Ветхом Завете, и они все были направлены на отношение человека к Богу и человека к человеку. В Новом Завете это сформулировано в двух заповедях о том, что человек должен в полноте любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всею крепостью своей и ближнего своего, как самого себя. Но в любом случае заповеди — это помощь человеку в жизненном пути, которая спасает человека от погибели и которая направляет человека ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О творчестве Владимира Фаворского

Сегодня 14 марта. В этот день в 1886 году родился художник-иллюстратор Владимир Фаворский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Посмотрите только иллюстрации к маленьким трагедиям Александра Сергеевича Пушкина! Вы увидите, что Владимир Фаворский уловил самый дух поэзии русского гения. А «Слово о полку Игореве», которое выделяется своей поэтичностью, художественным богатым, высотой образов — над ним работал наш иллюстратор многие годы. И работа его может почитаться подлинным шедевром искусства. «Я созидаю книгу, а не просто делаю иллюстрации», говорил наш мэтр, оставивший после себя десятки талантливых учеников. И сегодня, когда Россия так нуждается в возрождении русской культуры, во всех ее гранях, во всех ее жанрах, иллюстрации Владимира Фаворского, говорят о совершенстве, которого должен достигать каждый художник, желающий вложить свою лепту в созидание пространства русской культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О душеполезном чтении

Сегодня 14 марта. День православной книги.
О душеполезном чтении — священник Николай Конюхов.
Главная книга, которую должен читать христианин — это Священное Писание. Но часто дороги к нему разные. Сейчас есть большое количество околоцерковной литературы, церковной литературы, в том числе и современных авторов, которые доступным языком пишут про прописные истины. И даже те же самые святые отцы, произведения которых, может быть, тяжело читать, потому что они написаны иностранным языком, на греческом языке, и переведены, тем более, святых отцов IV, V века, VI. Но есть святые отцы, которые жили в нашей стране, и которые писали, в том числе, и на русском языке. И поэтому нам они более понятными. Я вот на начальном всегда рекомендую почитать письма Феофана Затворника своим духовным чадам, святителя Игнатия Брянчанинова. А потом есть святые отцы, которые жили буквально совсем недавно. Это Никодим Святогорец, Паисий Святогорец. И такие видные церковные деятели, как там митрополит Антоний Сурожский, который очень много написал доступных проповедей, которые даже молодым людям очень, как они говорят, заходят. То есть они понятны и написаны понятным языком. Ну а так, в целом, сейчас, если прийти в какой-то церковный магазин, где книги предлагаются разные, там большое количество современных авторов, в том числе священников, предлагают рассуждения и о посте, и о молитве, и так далее. Но конечная цель, конечно же, нам — это слова Божии, написанные в Священном Писании, к которым постепенно мы начинаем приходить. Читаем сначала на русском языке, потом и церковно-славянский текст, который читается за богослужением, тоже становится нам понятным.
Все выпуски программы Актуальная тема