Михаил и Мария Шолоховы прожили вместе шестьдесят лет. Пролетели эти годы как один день. Выражение «душа в душу» - это о них – любящих и любимых друг другом – большом русском писателе и его жене.
В 1920 году в станице Букановской Царицинской губернии юный Миша впервые увидел Марусю Громославскую. До революции девушка училась в Усть-Медведицком епархиальном училище. А в Гражданскую войну, когда воспитанниц распустили, вернулась домой в Букановскую и стала работать учительницей. В это же время там появился и Шолохов – юноша из станицы Вёшенской Донского округа, успевший до войны поучиться в нескольких гимназиях, в том числе в одной из лучших московских – Шелапутинской.
В Букановскую Михаила направили работать сначала инспектором, потом писарем и счетоводом. Мише тогда исполнилось всего 15 лет. Его первая встреча с Марией была незабываемой. Маруся под дождём возвращалась с огорода – окапывала картошку. Девушка была перепачкана землёй и, конечно, не думала о том, что с внезапно появившимся на дороге мальчиком она пройдёт рука об руку всю жизнь. Но знакомство состоялось, оно переросло в дружбу и когда спустя два года Михаил уезжал учиться в Москву, Маруся дала слово его ждать. Ещё через два года они обвенчались в Букановской церкви и с тех пор не расставались.
Шолоховы перебрались в Москву, где Михаил писал свои первые рассказы, а Мария их переписывала от руки – пишущей машинки у них не было. Так продолжалось шесть лет, пока Шолохов, горя желанием избавить жену от тяжёлой работы, не приобрёл печатную машинку «Ремингтон». Так что романы «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Мария приводила в надлежащий вид лёгким нажатием кнопок. Как это часто случается в писательских семьях, жена была первым читателем произведений супруга, их первым редактором и первой советчицей, без которой Михаил не мог обходиться даже нескольких часов.
Дети, а Мария подарила Шолохову трёх дочерей и сына, рассказывали, что если мамы долго не было дома, отец без конца задавал всем один вопрос: «Где моя Маруся?». Она была оплотом семейного благополучия Шолоховых и роль хозяйки большого дома вела талантливо. Никогда не сердилась, никого не ругала, не повышала голоса. Умудрялась строго следить за детьми и в то же время воспитывала в них самостоятельность. Шолохов поступал так же. Не заставлял никого зубрить уроки, даже в их школьные дневники не заглядывал. Но если в поведении детей ему что-то не нравилось, умел так посмотреть, что провинившийся тут же бросался исправлять ошибки.
Михаил Александрович и Мария Петровна тоже понимали друг друга без слов. Шолохов даже как-то сказал жене: «Хорошо, Маруся, что мы одинаковые». Их дочь Светлана говорила о родителях: «Они как веревочкой связаны. Мама всегда жила папиной жизнью, своей у неё не было. Либо надо было для папы что-то от руки переписывать, либо печатать, либо ехать с ним на охоту и рыбалку. Он без неё никуда не ездил».
Жили Шолоховы совсем небогато. Младшие дети донашивали одежду старших, а в платяном шкафу, вспоминала дочь писателя Мария, «болтались одно или два маминых платья, папино галифе и ещё что-то в этом духе». И жила семья, кстати, не в Москве и не в подмосковном писательском посёлке Переделкино, а на родине Михаила Александровича - в станице Вёшенской.
Возле дома Шолоховы разбили сад. Каждое летнее утро, встав раньше всех, Михаил Александрович срезал розу, приносил её в комнату спящей жены и оставлял у изголовья кровати. Так что новый день всегда встречал Марию Петровну цветами. 11-ого января 1984 года исполнилось шестьдесят лет со дня свадьбы Шолоховых. Михаил Александрович тогда лежал в больнице. Но забыть о таком событии его не могла заставить никакая болезнь. Шолохов вручил жене букет роз и сказал в шутку: «Видишь, Маруся, шестьдесят лет с тобой прожили и ни разу не разводились».
После смерти мужа Мария Петровна старалась держаться: бодрилась, живо интересовалась делами детей, воспитывала внуков, нянчила правнуков. А когда кто-нибудь говорил о её большой роли в судьбе Шолохова, отвечала: «Ну, какая моя заслуга. Мы просто понимали друг друга».
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.