«Жена у меня ангел», - писал о своей супруге святой Иоанн Кронштадтский. И все, кто были вхожи в дом священника, подтверждали, что Елизавета Константинова – удивительный ангел-хранитель семейного очага.
В 1855 году Иоанн Сергиев поселился в Кронштадте. Вскоре молодой человек женился на Елизавете Несвицкой. Для неё первые годы семейной жизни были непростыми. Выходя замуж, Елизавета надеялась на обычное женское счастье, мечтала о благополучном, уютном доме. А супруг и не думал окружать себя и жену комфортом. «Я священник, Лиза, - говорил отец Иоанн, - счастливых семей и без нас достаточно, а мы должны посвятить себя служению Богу».
Елизавета Константиновна не сразу приняла такой образ жизни. Её обижало, что муж, получив жалованье, в тот же день раздавал его бедным. Из квартиры пропадала посуда – отец Иоанн считал, что неимущим она нужнее. Выходя утром из дома в хорошей обуви, вечером он приходил босиком, а в его сапогах щеголял какой-нибудь нищий. Кронштадт – город маленький и его жители, жалея супругу батюшки, приносили ей обувь, говоря: «Слышали, отец Иоанн снова кому-то свои сапоги отдал, прими, пригодится». Потеряв терпение, Елизавета Константиновна написала жалобу, и епархиальное начальство приказало выдавать жалованье отца Иоанна его жене.
Со временем Елизавета Константиновна смирилась с характером мужа, приняла его таким, какой он есть, и целиком посвятила свою жизнь служению супругу. Без его благословения она не начинала даже самого пустякового дела, помогала отцу Иоанну во всех его начинаниях и оставалась незаметной, предпочитая жить в тени мужа.
Отец Иоанн был занятым человеком. Из собора он возвращался поздно и часто уезжал по делам в Петербург или Москву. Но когда бы он ни вернулся, даже в самый глухой час ночи, жена всегда ждала его с ужином, в чисто убранной квартире. Елизавета Константиновна любила, когда в дом приходили гости, и закармливала их пирогами, печь которые была великая мастерица. Отец Иоанн говорил о жене: «Настоящая она матушка».
Прекрасно понимая, какой крест она несёт вместе с ним, отец Иоанн отвечал супруге огромной любовью и благодарностью. Без Елизаветы Константиновны он даже обедать не садился, говорил, что нет аппетита. И называл жену ласково: «богоданная супруга».
У них не было своих детей, и они взяли на воспитание племянницу Руфину. Любили её как родную дочь. Учили языкам и музыке. Все годы учёбы в гимназии девочка ходила на уроки и возвращалась домой в сопровождении приёмной мамы. А уроки у Руфы часто проверял сам отец Иоанн. Она окончила гимназию с золотой медалью. Для семьи это был один из самых счастливых дней.
Когда Руфина вышла замуж, отец Иоанн дал богатое приданое. Но даже замужнюю дочь родители продолжали опекать. А потом, когда Руфа родила сына Игоря, заботились о внуке. Мальчик часто болел, и дед купил для него дачу в деревне. Скучая по бабушке, Игорь писал ей письма, которые подписывал так: «Бедовый внучек целует свою драгоценную бабу Лизу».
Когда отец Иоанн умер, родные долго не могли примириться с потерей. А жена так и не смогла в это поверить. Ей было легче жить, думая, что супруг просто куда-то уехал. Но жить без него Елизавета Константиновна не смогла. Часто повторяла: «Ему-то хорошо, а мне так тяжело без него, ведь 53 года были вместе».
За всю жизнь Елизавета Константиновна всего один раз сфотографировалась вместе мужем. Это было в день полувекового юбилея со дня их свадьбы. На семейном портрете отец Иоанн сделал надпись: «Дорогой возлюбленной супруге в знак глубокой благодарности за мирное сожитие в продолжение 50-ти лет».
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.