Послание святого апостола Павла к Колоссянам. Глава 1, стихи 3-6.
Христианство в первом веке нашей эры распространялось по городам Римской империи, в первую очередь, благодаря стараниям апостолов, учеников Иисуса Христа. Апостолы неустанно путешествовали по разным регионам империи и даже за ее пределами, - везде, где это было возможно, рассказывая людям о Спасителе и Его учении. В тех городах, где проповедь учеников Иисуса Христа была успешной, образовывались местные христианские Церкви. Впрочем, случалось и такое, что христиане появлялись в том или ином регионе еще до прихода туда кого-то из числа апостолов. Так произошло, например, в городе Колоссы. Сегодня найти на карте поселение с таким названием невозможно. Хотя в первом веке Колоссы были богатым и многолюдным городом. Через Колоссы проходили торговые пути из внутренних регионов Азии в Эфес, а из него в Европу. Впрочем, славная история Колосс продлилась относительно недолго. Уже в шестом веке город частично опустел и был переименован в Хоны. В восьмом веке Колоссы-Хоны были разграблены арабами, а в веке одиннадцатом и вовсе исчезли с мировой карты. Тем не менее, память о Колоссах сохранилась – во многом благодаря христианству. Дело в том, что один из наиболее известных учеников Иисуса Христа, апостол Павел, направил в свое время в Колоссы два своих послания. Одно – жителю Колосс христианину Филимону, а другое – Колосской Церкви в целом. Отрывок из этого послания апостола Павла к христианам города Колоссы читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 1.3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, 1.4 услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, 1.5 в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, 1.6 которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине.
Апостол Павел направил свое послание христианам города Колоссы, находясь в римской тюрьме. Туда он попал по ложному навету иудеев Иерусалима, которые обвинили Павла в том, что он якобы приводит язычников в главный храм иудейской религии – иерусалимский храм Соломона – и этим оскверняет его. Апостол Павел никогда не вводил приверженцев иных религий в главный храм иудеев, но, тем не менее, был отправлен на суд – сначала в Иерусалиме, затем в Рим. Дожидаться римского суда у императора Павлу пришлось в тюрьме, откуда он и написал послание к колоссянам. Апостолу Павлу было очень радостно слышать, что христиане имеются теперь и в Колоссах. Проповедь о Спасителе распространялась в этом городе стараниями упомянутого уже Филимона и еще одного ученика Павла – Епафраса. Согласно тексту послания к Колоссянам местная церковь развивалась очень активно, впрочем – не без препятствий. Как и в иных городах, где существовали христианские общины, в Колоссах наряду с апостолами или их учениками вели свою деятельность лжепроповедники. Они намеренно искажали христианское вероучение и старались привлечь на свою сторону как можно больше людей. Создание собственной религиозной общины, с одной стороны, тешило их самолюбие, с другой стороны, помогало достичь обогащения. Лжепроповедники нередко собирали со своих последователей денежные средства. В отличие от апостолов, которые часто зарабатывали на жизнь собственным трудом. Тот же апостол Павел, например, делал палатки на продажу. Павлу так и не удалось посетить Колоссы. Освободившись из первого тюремного заключения, он вскоре повторно был отправлен в темницу, а затем казнен язычниками. Однако послание апостола к Колоссянам помогли местным христианам укрепиться в вере и преодолеть искушение в лице лжепроповедников. Послание к Колоссянам помогает и современным христианам – дает им правильные религиозные критерии, помогая разобраться в явлениях духовной жизни.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.