Послание святого апостола Павла к Колоссянам. Глава 1, стихи 3-6.
Христианство в первом веке нашей эры распространялось по городам Римской империи, в первую очередь, благодаря стараниям апостолов, учеников Иисуса Христа. Апостолы неустанно путешествовали по разным регионам империи и даже за ее пределами, - везде, где это было возможно, рассказывая людям о Спасителе и Его учении. В тех городах, где проповедь учеников Иисуса Христа была успешной, образовывались местные христианские Церкви. Впрочем, случалось и такое, что христиане появлялись в том или ином регионе еще до прихода туда кого-то из числа апостолов. Так произошло, например, в городе Колоссы. Сегодня найти на карте поселение с таким названием невозможно. Хотя в первом веке Колоссы были богатым и многолюдным городом. Через Колоссы проходили торговые пути из внутренних регионов Азии в Эфес, а из него в Европу. Впрочем, славная история Колосс продлилась относительно недолго. Уже в шестом веке город частично опустел и был переименован в Хоны. В восьмом веке Колоссы-Хоны были разграблены арабами, а в веке одиннадцатом и вовсе исчезли с мировой карты. Тем не менее, память о Колоссах сохранилась – во многом благодаря христианству. Дело в том, что один из наиболее известных учеников Иисуса Христа, апостол Павел, направил в свое время в Колоссы два своих послания. Одно – жителю Колосс христианину Филимону, а другое – Колосской Церкви в целом. Отрывок из этого послания апостола Павла к христианам города Колоссы читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 1.3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, 1.4 услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, 1.5 в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, 1.6 которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине.
Апостол Павел направил свое послание христианам города Колоссы, находясь в римской тюрьме. Туда он попал по ложному навету иудеев Иерусалима, которые обвинили Павла в том, что он якобы приводит язычников в главный храм иудейской религии – иерусалимский храм Соломона – и этим оскверняет его. Апостол Павел никогда не вводил приверженцев иных религий в главный храм иудеев, но, тем не менее, был отправлен на суд – сначала в Иерусалиме, затем в Рим. Дожидаться римского суда у императора Павлу пришлось в тюрьме, откуда он и написал послание к колоссянам. Апостолу Павлу было очень радостно слышать, что христиане имеются теперь и в Колоссах. Проповедь о Спасителе распространялась в этом городе стараниями упомянутого уже Филимона и еще одного ученика Павла – Епафраса. Согласно тексту послания к Колоссянам местная церковь развивалась очень активно, впрочем – не без препятствий. Как и в иных городах, где существовали христианские общины, в Колоссах наряду с апостолами или их учениками вели свою деятельность лжепроповедники. Они намеренно искажали христианское вероучение и старались привлечь на свою сторону как можно больше людей. Создание собственной религиозной общины, с одной стороны, тешило их самолюбие, с другой стороны, помогало достичь обогащения. Лжепроповедники нередко собирали со своих последователей денежные средства. В отличие от апостолов, которые часто зарабатывали на жизнь собственным трудом. Тот же апостол Павел, например, делал палатки на продажу. Павлу так и не удалось посетить Колоссы. Освободившись из первого тюремного заключения, он вскоре повторно был отправлен в темницу, а затем казнен язычниками. Однако послание апостола к Колоссянам помогли местным христианам укрепиться в вере и преодолеть искушение в лице лжепроповедников. Послание к Колоссянам помогает и современным христианам – дает им правильные религиозные критерии, помогая разобраться в явлениях духовной жизни.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 92 зач., VI, 11-17.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Как известно, во время крещения священник погружает крещаемого в воду, и делается это вовсе не с целью ритуального омовения от грехов. Вода во время крещения символизирует землю, из которой человек был сотворён, и в которую человек возвращается после своей кончины. Но какая связь между землёй и водой? Ответ очень простой: вода, по мнению наших предшественников, наиболее близкая к земле стихия, потому-то она и выбрана в качестве символа. Погружение в воду крещения символизирует смерть, а выход из воды — воскресение из мёртвых. У крещения есть и свои следствия, о которых, к сожалению, мы часто забываем, но, к счастью, Церковь не оставляет нас своей заботой и непрестанно напоминает нам о том, как должен думать, чувствовать и жить крещёный человек. Делает Церковь это и сегодня, предлагая во время литургии нашему вниманию отрывок из 6-й главы Послания апостола Павла к Римлянам. Давайте его послушаем.
Глава 6.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
Логика только что прозвучавшего отрывка Послания к Римлянам очень проста: если мы крещены, то есть если мы в крещении умерли и воскресли, то мы должны думать о себе совершенно особенным образом — как умершие для греха. С чем можно сравнить такое самоощущение? Ну, пожалуй, в качестве примера можно привести мысли взрослого человека при виде детской песочницы или же детской карусели: тот, у кого есть дети, подумает о них, тот, у кого детей нет, и вовсе не заметит ни первого, ни второго, но никакому психически здоровому взрослому человеку не придёт в голову взять совочек и самозабвенно начать строить песчаные замки, сливаясь в своём порыве с компанией четырёхлеток. Подобное можно сказать и про детские карусели. Идея апостола Павла состоит в том, чтобы таким же образом мы относились ко греху: он — не наша стихия, он был, но теперь в прошлом, и он не может быть привлекательным для христиан, ведь мы для него мертвы точно так же, как взрослый человек мёртв для детской песочницы.
Апостол Павел прекрасно понимал, что крещение не лишает нас свободы воли, чувств, мыслей и желаний, а потому здесь же апостол дал рекомендации относительно того, каким образом восполнить ту пустоту, которая образуется при отказе от греха. Всё очень просто: умерев для греха, необходимо поработить себя праведности. Продолжая начатую ранее аналогию, можно сказать, что речь здесь идёт о той взрослой жизни, в которой мы делаем то, что должны делать. О жизни, в которой мы не задаём себе вопрос, хотим ли мы идти сегодня на работу и хотим ли заниматься своими детьми, взрослые просто делают это, ну а возникающие время от времени вопросы, сомнения и недоумения мы научились попросту игнорировать.
Апостол Павел призывает нас быть взрослыми в высшем смысле — в смысле нашего отношения к Богу и к своей вечной участи. Дай Бог, чтобы слова святого апостола были нами услышаны и поняты!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Чудеса и знамения». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из главы «О чудесах и знамениях» книги святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетическая проповедь», посвященные значению чудес и знамений в жизни христианина.
Разговор шел о том, почему мы зачастую ищем чудес и знамений для подтверждения нашей веры, в чем опасность такого подхода к духовной жизни, а также как отличить совершенное Богом чудо от тех, которые могут совершаться магами и остальными далекими от веры людьми, и в чем особенность тех чудес, которые совершал во время Своей земной жизни Спаситель.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Восстановительное лечение для Марины из Приморского края

15-летняя Марина Майорова из Приморского края несколько лет борется с последствиями тяжёлой болезни — опухоли головного мозга. После длительного лечения и операции организм девушки сильно ослаб. Сегодня она передвигается на инвалидной коляске. Однако Марина не теряет пульс жизни. Попав в больницу, она не забросила учёбу и самостоятельно продолжала изучать школьную программу. А в свободное от занятий и процедур время вязала себе одежду, игрушки и брелоки из пряжи, которые потом дарила врачам и детям.
Сейчас Марина дома. Недавно девушка успешно сдала экзамены и перешла в 10-й класс. Её увлекают технические науки и 3D-моделирование. Она сама разрабатывает проект железной дороги. Ещё Марина по-прежнему вяжет и пробует готовить простые блюда.
Конечно, в полном смысле быть активной девушка всё ещё не может. Но Марина очень хочет скорее вернуться к привычной жизни подростка, и для этого ей необходима длительная реабилитация.
Собрать средства на курс восстановительного лечения семье Майоровых, проживающей на Дальнем Востоке, помогает благотворительный фонд «Кораблик». Поддержать семью можете и вы. И тем самым подарить Марине возможность снова ходить, полноценно учиться и строить будущее. Ссылка на сбор фонда «Кораблик» опубликована на сайте Радио ВЕРА.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов