Жизнь Винсента де-Поля – французского священника и благотворителя порой напоминала приключенческий роман. Де-Поля захватывали в плен пираты, он был продан в рабство, бежал, выполнял секретные поручения при королевском дворе и ни в грош не ставил собственную славу. Главным для него было другое – помощь бедным.
Родился Винсент в Гасконии, в семье крестьянина. Заметив в сыне тягу к знаниям, отец отдал мальчика учиться гуманитарным наукам и теологии. В 1600 году двадцатилетний де-Поль принял священство. А через пять лет с ним случилась знаменитая история с продажей в рабство в Тунисе. За два года, проведённых в неволе, де-Поль так расположил к себе своего хозяина, что тот принял христианство и бежал во Францию вместе с Винсентом.
Вернувшегося домой де-Поля назначили ответственным за раздачу милостыни при дворе королевы. Но из Парижа Винсент уехал по собственной воле. Он бежал от славы, объектом которой стал, благодаря своим проповедям. В провинции де-Поль основал первое во Франции общество милосердия в поддержку бедноты. С тех пор в каждом городе, где священник читал свои проповеди, создавались такие общества.
Не меньше чем бедняков, де-Поль жалел заключённых-каторжников. Их держали на цепях в казематах. Почти не кормили, не допускали к ним врачей. Винсент решил исправить положение. Он стал навещать заключённых. Первый опыт общения с озлобленными людьми результата не принёс. Священника и слушать не захотели. Но постепенно ему удалось покорить сердца осуждённых. Винсент не ограничивался одними разговорами по душам, он сумел открыть в Париже больницу для заключённых.
Де-Поль мечтал о том, чтобы привлечь к благотворительной работе девушек и женщин из светского общества. Желающих помогать неимущим было много. Но состоятельные француженки часто не знали, чем, кроме денег, они ещё могут быть полезны. И де-Поль основал общества Дочерей и Дам милосердия. В них вступали женщины, желающие навещать заключённых в тюрьмах и быть сиделками при больных. Каждый год в общества записывалось до двадцати пяти тысяч добровольных помощниц, вдохновлённых де-Полем.
С неменьшим усердием Винсент заботился о детях-сиротах. Холодными зимами он ходил по улицам Парижа и подбирал малышей. Де-Поль купил дом и разместил в нём для начала двенадцать ребят. Уже через год в приюте проживало четыре тысячи детей и пожертвования текли рекой. А де-Поль, воодушевлённый успехом дела, получив от неизвестного дарителя десять тысяч ливров, открыл на эти деньги госпиталь для неизлечимых больных.
Но главным по значимости делом де-Поля французы считают создание большого приюта-больницы для бедных в Париже. Этот проект называют величайшим делом благотворительности 17-ого века. Сорок тысяч бедняков обрели тогда крышу над головой и работу.
Де-Поль помогал и французской провинции. Во время Тридцатилетней войны он собирал средства для пострадавших жителей городов и деревень. Когда деньги заканчивались, объявлял новый сбор. Заметив, что жертвователи не торопятся на помощь, решился на действенную меру: напечатал в прессе счета от людей, попавших в беду. Пристыженные богачи тут же поспешили на помощь. А Винсет продолжал подбирать беженцев по дорогам Франции, привозил их в Париж, находил всем жильё. И помня о собственном плене в молодости, до конца жизни выкупал из турецкого рабства узников.
Благотворителя уважали, с ним считались сильные мира сего: кардиналы, короли, королевы. Но настоящими друзьями де-Поля были простые люди, которые называли своего благодетеля «уполномоченным Провидения». Через 80 лет после смерти де-Поля Церковь канонизировала его. С тех пор 27-ое сентября во Франции празднуется как день святого Винсента де-Поля.
Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии
Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке. В четвертом веке стараниями святой Нины христианство стало государственной религией.
Грузинская Церковь имеет множество древних и самобытных традиций. Некоторые из них существуют с древних времен, некоторые — возникли относительно недавно, но также полюбились православным грузинам и прочно вошли в церковную жизнь. Ярким примером гармоничного сосуществования древних и новых церковных традиций в Грузии является праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресение.
В Грузинской Церкви Вербное воскресение именуется бзоба. Такое название возникло благодаря определенному виду растения. Если в России в день Входа Господня в Иерусалим принято приходить в храм с веточкой вербы, то грузины приносят с собой бзу или иначе колхидский самшит. Колхидский самшит — это вечнозеленое растение, кустарник с плотными овальными листьями. Самшит иначе именуется кавказской пальмой. Во время Входа в Иерусалим люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках. В России пальма не растет, ее заменила верба. Православные грузины приносят на праздник с собой в храм свой вид пальмы — самшит.
Недавно данная традиция оказалась на грани исчезновения. Колхидский самшит из-за климатических изменений, а также активизации паразита «Самшитовой огнёвки» стал исчезать и был занесен в красную книгу растений. Патриарх-Католикос Грузии Илия 2-ой, узнав об этом, благословил приносить в храм на праздник Бзоба ветви самшита только тем грузинам, которые посадили куст самшита рядом с домом. Тому же, кто этого сделать не успел, ветку самшита дают непосредственно в храме во время праздничного богослужения. Накануне службы храмовые работники бережно срезают ветви самшита в специальных питомниках и делают это с разрешения экологов.
Обычно в день Бзобы рядом с большими храмами и монастырями проходят ярмарки саженцев бзы — самшита. Каждый желающий может купить саженец и посадить его рядом с домом, тем самым не дав знаменитому растению окончательно исчезнуть. Таким образом, в Грузии сегодня стремятся сохранить древнюю церковную традицию и улучшить состояние природной среды.
Еще одна традиция Бзобы связана с историей грузинского языка. Накануне Вербного воскресенья празднуется Лазарева суббота, день, когда Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, друга Иисуса Христа. По благословению Патриарха-Католикоса Илии 2-го с 1985 года Лазарева суббота считается днем грузинского языка. По словам Патриарха Илии, грузинский язык много раз оказывался на грани исчезновения, но всегда возрождался, воскресал подобно Лазарю и по милости Божией продолжает существовать.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.