У англичан есть поговорка: «Если ты не можешь делать то, что тебе нравится, пусть тебе нравится то, что ты делаешь». Эти слова как нельзя лучше подходят митрополиту Новгородскому Иову. Когда его в 1697 году неожиданно назначили на эту должность, он совсем не был рад новому высокому званию. Но послушно принял назначение. И то прекрасное, что Владыка сделал за годы своего служения, не могло ему не нравиться.
Когда родился Иов, кто были его родители, где он учился – об этом история умалчивает. Но она сохранила письма митрополита. Из них видно, что он был человеком высоокообразованным. До того, как уехать в Новгород, Иов служил архимандритом Московского Высокопетровского монастыря, потом настоятелем Троице-Сергиева монастыря. Перед поездкой к новому месту службы он писал: «Послан есмь во двор сей в неволю смотрением Божиим, а не своим хотением или своим исканием». Как бы там ни было, по прибытии в Новгород Иов принялся вдохновенно трудиться на благо ближних.
Особое внимание он уделял образованию, считая его благодетельным занятием. Иов учредил в Новгороде греко-славянское духовное училище. Специально для него выстроил двухэтажное здание. А в качестве наставников пригласил греческих монахов – братьев Иоанникия и Софрония ЛихУдов. Они обучали школяров риторике, логике, греческому и латинскому языкам. За шесть лет из учеников получались превосходные учителя, в школах за них шла настоящая борьба. Позже эти выпускники сами организовали 14 русских школ в епархии и за её пределами. А училище со временем преобразовалось в Новгородскую семинарию.
Сострадательный человек, сердце которого было проникнуто христианской любовью к людям, Иов много сил отдавал благотворительности. И в первую очередь детям. В монастыре он на свои средства открыл первый в России воспитательный дом для подкидышей и незаконнорожденных. Это было любимое детище Иова, ребят он ласково называл «найдёнышами» и летом жил в монастыре вместе с ними. Митрополит сумел заинтересовать своим детским домом Петра Первого. Император распорядился выделить питомцам Иова материальное пособие, от себя лично присылал им одежду и продукты и повелел, чтобы во всех городах империи при церквях были устроены учреждения по примеру тех, что создал Иов. Ведь Владыка, кроме приюта, открыл три больницы – одну из них для инвалидов и два странноприимных дома. Желая сделать как можно больше, Иов привлекал к своим благотворительным проектам богатых людей и они финансировали его новые начинания. Так была построена богадельня для вдов и пожилых людей духовного звания.
Своей главной задачей митрополит считал перестройку и ремонт церквей, пострадавших от пожаров. Он приглашал в Новгород лучших иконописцев из Москвы и Ярославля. Объявлял сбор средств для реставрации храмов. Когда не хватало денег вносил свои личные сбережения. Глядя на это, кошельки доставали многие влиятельные люди. В их числе и Пётр Первый.
В Новгороде той поры пожары были частым явлением. Во время одного из таких бедствий, Владыка совершил подвиг. Видя, что огонь пожирает гостиный двор, Иов бросился в огонь. Он боролся с пламенем несколько часов, а когда оно потухло совершил вечерню, благодарственный молебен, а потом ещё обошёл крестным ходом пострадавшую от огня улицу.
Почти 20 лет Иов служил в Новгородской епархии. За это время в неё вошли новые территории, в том числе и Петербург. В 1704 году Владыка освятил первую церковь столицы империи – во имя святых апостолов Петра и Павла.
Устав от трудов и по-стариковски болея, Иов несколько раз подавал царю прошения с просьбой отпустить его на покой в Троицкий монастырь. Пётр отказывал, он понимал, что такие люди как старец-святитель Иов – дар Божий. А как иначе было оценить человека, который всю жизнь следовал одному правилу: «Всё для других и ничего для себя».
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».